Жестокое обращение с детьми в семье

Сегодня рассмотрим следующий вопрос: "Жестокое обращение с детьми в семье" с комментариями профессионалов. Все вопросы задавайте нашему дежурному юристу.

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Секция: 4. Социология

XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Актуальность выбранной темы обусловлена возросшими случаями жестокого обращения с детьми. Дети являются наиболее незащищенными членами общественных отношений. Поэтому ребенок зависит от взрослых, нуждается в поддержке и защите со стороны семьи, взаимоотношения внутри которой регулируются посредством семейного законодательства.

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [7].

К числу основных функций семьи отнесены: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, функция духовного общения и первичного социального контроля. Воспитание молодого поколения является основополагающей функцией семьи [5].

В 1990 году Российская Федерация ратифицировала принятую в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцию о правах ребенка, целью которого является защита каждого ребенка и помощь в становлении его личности. Ее положения сводятся к 4-м основным требованиям, которые должны обеспечивать права ребенка: право ребенка на жизнь, на развитие, на защиту и на активное участие в жизни общества.

В Конвенции указано, что ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Поэтому любые формы жестокого обращения относятся данному возрастному периоду [1].

В современном обществе дети чаще всего не испытывают защиты в семье, а переживают грубое отношение, становятся свидетелями или жертвами насилия. Можно сказать, что нарушаются права и свободы наиболее незащищенных, уязвимых членов общества, которые впитывают грубость, жестокость и невежество со стороны взрослых, берут с них отрицательный пример. В подобных случаях у детей формируется отклоняющееся поведение, растет детская и подростковая преступность, беспризорность, безнадзорность, развиваются различные виды зависимостей [3].

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье с каждым годом становится все более актуальной. Поэтому возникает необходимость решать возникшую социальную проблему в обществе, чтобы снизить нарастающую угрозу физическому, психическому и духовному развитию с целью создания безопасных условий для жизни и развития детей.

В научных источниках можно найти достаточно много вариантов определения жестокого обращения с детьми. Мы же будем придерживаться того, которое дал кандидат медицинских наук Цымбал Е.И.: «Любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребенка, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья» [4].

В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку, выделяются следующие формы жестокого обращения:

  • физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью);
  • психическое насилие (вред причиняется психическому здоровью);
  • сексуальное насилие или развращение (нарушается психосексуальное развитие);
  • пренебрежение основными нуждами (нарушается психофизическое развитие) [4].

К физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в его развитии. Сюда также можно отнести телесные наказания, наносящие ущерб физическому и психическому здоровью ребенка [6].

Современная семья сталкивается со многими факторами, которые повышают риск физического насилия над ребенком. Чаще всего это происходит в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также, если родители имеют низкий образовательный уровень, заняты неквалифицированным трудом, либо в отношении них самих в детстве было применено насилие со стороны родителей, старших братьев или сестер. Кроме того, исследования показывают, что многодетность также является существенным фактором риска для проявления в отношении детей физического насилия. Не стоит забывать о том, что бедность также провоцирует негативное отношение человека к обществу, его ценностям и нормам поведения, а значит, к личности самого ребенка [4].

Целуйко В.М. дает следующее определение психического (эмоционального) насилия – это длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности [6].

По мнению большинства специалистов, данная форма насилия встречается чаще остальных и приносит наибольший вред становлению личности ребенка. Грубое поведение родителей или лиц, их замещающих, в отношении ребенка приводят к психическим деформациям, снижению самооценки, разрушение здоровья и нарушению развития ребенка, его веры в себя. К психологическому насилию относится открытое непринятие ребенка, оскорбление его достоинства, угрозы, преднамеренная физическая и социальная изоляция ребенка. Сюда также можно отнести неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку внимание, заботу, привязанность, поддержку, понимание нужд ребенка, что может выражаться в нелюбви к ребенку, словесном грубом отношении.

Наиболее частым в последнее время становится сексуальное насилие (развращение, растление) – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу физической незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относят посягательства на половую неприкосновенность детей любых лиц, а не только родителей [6].

В обществе на сегодняшний день имеют место мифы, являющиеся осознанной или неосознанной попыткой искажения причин и последствий сексуального насилия над детьми.

Миф 1: Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста (На самом деле, наиболее уязвимый возраст для насилия – 9 лет).

Миф 2: Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми (В реальности российскими и зарубежными исследователями доказано, что хорошо знакомы ребенку люди чаще совершают над детьми сексуальное насилие).

Миф 3: Сексуальное насилие совершается только над девочками (В действительности, девочки подвергаются насилию, конечно, чаще, но и насилие над мальчиками тоже имеет место быть).

Читайте так же:  Что делать, если повредил колеса при попадании в яму на дороге

Миф 4: Сексуальное насилие случается только один раз (На самом деле, это длительный процесс, когда эксплуатируются доверительные отношения ребенка ко взрослому).

Миф 5: Только половой акт наносит ущерб ребенку (На самом деле, ребенок, переживший сексуальное насилие, столкнется с психологической травмой, когда доверие ко взрослым исчезнет, разрушится потребность в безопасности, повысится страх, тревога, снизится самооценка).

Пренебрежение основными нуждами и потребностями ребенка также является распространенной формой насилия над личностью ребенка. Чаще всего оно проявляется в тех семьях, чьи родители в детстве сам стали жертвой насилия или пренебрежения со стороны взрослых [2].

Близкое определение пренебрежения основными потребностями ребенка дается Т.Я. Сафоновой: «Недобросовестное выполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, вследствие чего ребенок испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития. Пренебрежение нуждами ребенка может начаться еще во внутриутробном периоде, когда мать употребляет алкоголь, наркотики, игнорирует необходимость медицинского наблюдения и не следит за своим собственным здоровьем» [4].

Отсутствие должного внимания и заботы в отношении ребенка может быть вызвано болезнью, бедностью, неопытностью, чрезмерной занятостью, т. е. это все это происходит не предумышленно. Матери, не проявляющие к детям необходимого внимания, могут быть охарактеризованы как импульсивные, грубые, резкие, социально незрелые и не имеющие навыков по уходу за ребенком. Их неопытность в вопросе воспитания детей может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка, что в будущем отразится на состоянии общества в целом.

Данная форма насилия над детьми тоже может быть определена по определенным признакам: пассивность, подавленное настроение, агрессивность, плохие социальные взаимоотношения, антиобщественное поведение, плохая успеваемость, эмоциональные проблемы, низкая самооценка, неразборчивое дружелюбие. Хоть и пренебрежение и выделено в отдельную форму насилия над детьми, в обществе оно таковым не воспринимается. Поэтому низка вероятность того, что дети будут жаловаться на плохое отношение родителей к ним. Следовательно, важно уделять внимание особенностям поведения детей и принимать соответствующие меры [2; 6].

Применение физического, психического, сексуального насилия в семье, пренебрежение основными потребностями ребенка являются опасными по отношению к личности, только начинающей развиваться в социуме. Ребенок, не ощущающий заботы со стороны родителей, испытывающий постоянную грубость, не имеющий должного образования и медицинского ухода, может начать злоупотреблять алкоголем, наркотическими средствами, совершать преступления.

Таким образом, для детей, переживших насилие в семье, период детства будет уже не ярким, беззаботным, счастливым, а превратится в безрадостное существование, лишенное любви, внимания и заботы со стороны главных людей в их жизни. Именно поэтому обществу стоит уделять внимание данному вопросу, а не замалчивать его. Для решения проблемы жестокого обращения с детьми в семье нужно продумать и применять целенаправленно определенные действия специалистов различных ведомств. Однако, насилие – это социальная проблема, которую надо решать не только посредством правового регулирования, но и изменением ценностных ориентаций и института семьи, являющегося залогом благоприятного функционирования личности ребенка и успешного развития общества и государства.

Список литературы:

  1. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
  2. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации [Текст]: учеб. пособие / под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.
  3. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
  4. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье [Текст]: практич. пособие / сост. А.И. Зырина; Т.Л. Индейкина. – Пермь, 2009. – 109 с.
  5. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Семьеведение» [Тескт]: сост. Н.Я. Иванова. – Тольятти, 2004. – 36 с.
  6. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст]: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.: ил. – (Психология для всех).
  7. Технологии социальной работы [Текст]: учеб. / под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с. – (Серия «Высшее образование»).

ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи для юридических лиц

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

[2]

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав района Солнцево

Формы жестокого обращения с детьми

Выделяют 4 типа:

  • Физическое насилие.
  • Сексуальное насилие.
  • Психологическое (психическое) насилие.
  • Пренебрежение нуждами.

Физическое насилие

Физическое насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и угрозы жизни несовершеннолетнего.

Формы физического насилия: избиение; пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки; порка; нанесение травм, ожогов; вырывание волос; фиксация в неудобной позе; укусы; изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.); преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребёнка в мороз на улицу без теплой одежды); грубое нарушение режима дня; обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос); сильное встряхивание грудных детей.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.

Согласие ребёнка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

Формы сексуального насилия: половой акт; телесный контакт с половыми органами ребёнка; введение различных предметов во влагалище или анус ребёнка; мастурбация; демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку; демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку; совершение полового акта в присутствии ребёнка; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур; принуждение ребёнка к раздеванию в присутствии других лиц; игры сексуального характера; изготовление порнографических изображений ребёнка; подавление нормальных сексуальных интересов ребёнка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребёнка; разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребёнка; детская проституция; детский сексуальный туризм; детская порнография; трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.

Психологическое насилие

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Формы психологического насилия: отвержение, игнорирование, открытая неприязнь, холодность, отказ в общении, унижение, высмеивание, запугивание, оставление в опасности или незнакомом месте, изоляция.

Отвержение – слова и действия, демонстрирующие неприятие ребёнка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребёнка в «козла отпущения».

Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребёнка в страшное для него место; оставление ребёнка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.

Видео (кликните для воспроизведения).

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребёнка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребёнка; воспрепятствование естественному развитию ребёнка; лишение ребёнка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Пренебрежение нуждами

Пренебрежение нуждами – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребёнка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Читайте так же:  Закон о гарантийном ремонте

Формы пренебрежения нуждами: оставление ребёнка без присмотра; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); непредоставление ребенку питания, одежды, жилья; несоответствие среды обитания потребностям ребёнка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребёнка, места для игр и занятий; приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребёнка; отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды; несоответствие одежды ребёнка погодным условиям; непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок; неквалифицированное лечение ребёнка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке; опасные условия для жизни ребёнка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т.п.; отсутствие внимания развитию ребёнка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

Распространённость

В основном физическому насилию дети подвергаются в своей собственной семье.

По научным данным на 2016 год, более 78 % детей в России сталкиваются с жестоким обращением в той или иной форме.

[3]

Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, физическому — мальчики. Чем младше ребёнок, тем чаще его бьют и тем более тяжкие телесные повреждения наносят. Наибольшему риску быть убитым или покалеченным подвержены дети младше 3 лет. Большинство случаев физического и психологического насилия приходится на родителей, из них половина — на матерей. Если насилие совершают не родители, то здесь 75% случаев приходится на мужчин. А сексуальное насилие совершают почти одни мужчины — 95% случаев. Отчимы насилуют девочек в 5 раз чаще, чем родные отцы.

Первой причиной жестокого обращения с детьми является личность насильника. Известно, что многие взрослые, проявляющие жестокость к детям, сами в детстве подвергались насилию со стороны своих родителей. Вероятно, они просто перенимают этот стиль воспитания и полагают, что это нормальный, правильный и единственный подход к детям. Очевидно, что именно личностные особенности Елены Спаховой побудили её проявить жестокое обращение с младенцем Егором, которого она похитила. Никаких других причин сделать это не было.

Вторая причина относится к личности ребёнка. Риск жестокого обращения выше у ребёнка с различными дефектами и отклонениями. Родителей может раздражать, что ребёнок плачет, не может ухаживать за собой, требует много внимания и времени. Чрезмерно обидчивые дети также подвергаются высокому риску насилия.

Третьей причиной являются принятые в обществе нормы, писаные и неписаные, в отношение насилия, в том числе в отношении детей.

Факторами, повышающими риск жестокого обращения с детьми, являются бедность, безработица. Хотя насилие над детьми встречается во всех слоях общества.

Отношение к жестокому обращению с ребёнком в российском обществе

По данным статистики в России в два раза меньше случаев жестокого обращения с детьми, чем в США. Но по данным той же статистики в России в два раза больше детей погибают от жестокого обращения!

О чём говорят эти цифры? Вероятно, о том, что в России в два раза больше детей страдают от жестокого обращения, но факты жестокого обращения фиксируются в четыре раза реже.

Я не один год проработал в системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и могу свидетельствовать, что должностные лица очень неохотно работают с фактами жестокого обращения с детьми.

Последствия

В результате жестокого обращения могут наступать очевидные последствия: инвалидность и смерть.

Менее очевидны эмоциональные последствия. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности, психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства. У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями.

Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства. Они становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими.

Восприятие детьми жестокого обращения

1. Существует шесть основных видов поведения, которые дети 5–7 лет считают насилием: убийство, рукоприкладство (побои), изнасилование, моральное подавление, унижение, принуждение. Наиболее распространено представление о насилии как физическом воздействии: убийстве и рукоприкладстве.

2. Дети, не имеющие опыта домашнего насилия, воспринимают последнее как абстрактное преступное деяние (убийство, рукоприкладство, изнасилование): «Бандит стреляет в другого бандита, тот падает и умирает насовсем»; «Взрослые мальчики больно дерутся на улице руками и ногами – прямо кровь может с человека капать» или «Дядя тёте делает больно, и она горько так плачет».

3. Дети, пережившие опыт жертвы насилия в семье, воспринимают его как конкретную форму физического принуждения (побои), сочетающегося с моральным подавлением личности: «Папа, когда злится, бьет меня и маму»; «Мама, когда у неё плохое настроение, злобно говорит, что лучше бы меня, такой бестолковой, не было».

4. Главной причиной, по которой люди подвергаются семейному насилию, дети считают провоцирующее поведение жертвы при нарушении последней принятых в семье норм и правил. Само насилие дети воспринимают как эффективное средство «исправления» поведения или личности жертвы.

[1]

5. В процессе семейного воспитания с репрессивными элементами у детей нередко возникает положительный образ человека, прибегающего к насилию, которое, по их мнению, направлено на исправление их нежелательного поведения. Таким образом, у части детей может формироваться положительное восприятие насильственных действий как вынужденного средства адаптации к неприятным ситуациям взаимодействия ребёнка с близкими: «Я плохая, поэтому папа и мама меня иногда бьют».

6. Дети с опытом жертвы семейного насилия сами приблизительно в три раза чаще по сравнению с детьми без такового используют физическое принуждение в отношениях со сверстниками. При этом первая группа ребят не просто воспроизводит пережитые в личном опыте семейной жизни формы насилия, а осознанно выбирает виды насилия по отношению к другим в зависимости от содержательного контекста ситуации и целей своего поведения.

Читайте так же:  Как подделка денег преследуется по закону по статье 186 ук рф

Профилактика

Крайней мерой защиты детей от жестокого обращения является лишение родительских прав и привлечение насильников к уголовной ответственности.

Нередко эффективным способом профилактики жесткого обращения с детьми является психологическое консультирование и социально-психологические тренинги. У родителей, которые научились эффективным способам воспитания и общения, управления своими эмоциями, отпадает необходимость прибегать к психологическому и физическому насилию над детьми. Можно учиться этому самостоятельно с помощью книг:

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Цель: профилактика жестокого обращения с детьми в семьях.

  • познакомить родителей видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
  • осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
  • содействовать улучшению отношений между родителями и детьми.

«Наказывать – по-русски — поучать. Поучать можно только примером. Воздаяние же злом на зло не поучает, а развращает»,- писал Л. Толстой.

С 15 ноября по 15 декабря в школах города проходил месячник по профилактике жестокости и насилия к детям. Что же такое жестокое обращение?

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение, действие (или бездействие) со стороны взрослых, которые приводят к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, или угрожают его правам и благополучию.

Это трудноразрешимый и сложный процесс, требующий комплексного подхода со стороны различных специалистов: педагогов, психологов, правоохранительных органов и медработников.

Ежегодно различным видам насилия подвергаются 2 мл детей и подростков. Жестокое отношение подразумевает не только физическое насилие над ребенком, но и ряд других действий по отношению к развивающемуся человеку. Это могут быть недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его насущных нужд и потребностей, крики, брань, оскорбления в адрес ребенка.

Насилие над ребенком несет с собой тяжёлые моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление. Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с резким падением уровня жизни населения и, социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые ценности, и психологические. По мнению специалистов, выделяются три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера макро социальных отношений.

Выделяют следующие виды насилия:

• Физическое насилие.• Сексуальное насилие.• Психическое насилие • Экономическое насилие.

Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка. Эти действия могут осуществляться в форме (избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин.

использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей.

Психическое насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства.

Постоянные издевательства — моральные и физические — становятся причиной ухода детей из дома. Статистика последних лет отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников. Анализ причин суицидов, позволяют сделать вывод, что доведение до самоубийства можно рассматривать как одну из форм психического и морального насилия.

Экономическое насилие — это пренебрежение интересами и нуждами ребенка, отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

Над ребенком совершено насилие, если:

  • Его истязали, ему нанесли побои.
  • Его здоровью причинили вред.
  • На него кричали.
  • Его запугивали

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Решение своих проблем дети-жертвы насилия часто находят в криминальной, антисоциальной среде.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное обращение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

В заключении хочется отметить, следующее: Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей.

Жестокое обращение с детьми. Рекоммендации родителям

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Читайте так же:  Как признать себя банкротом

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

· Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

· Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

· Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

· Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

· физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие — порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

— Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты. », «Я тебя растила, а ты. »

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Источники


  1. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

  2. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.

  3. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
Жестокое обращение с детьми в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here