Закон о защите прав туристов

Сегодня рассмотрим следующий вопрос: "Закон о защите прав туристов" с комментариями профессионалов. Все вопросы задавайте нашему дежурному юристу.

Защита прав потребителей в сфере туризма

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, принимая во внимание актуальность своевременного и действенного обеспечения защиты прав граждан, вступающих в разного рода правоотношения с соответствующими хозяйствующими субъектами в сфере как организованного, так и неорганизованного туризма, а также учитывая необходимость минимизации связанного с этим риска причинения имущественного вреда и/или вреда жизни (здоровью) обращает внимание на нижеследующее.

[1]

1. Согласно определению туристского продукт а , приведенному в статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 132-ФЗ), — это «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта».

При этом в силу положений статьи 9 Закона № 132-ФЗ туристский продукт как предмет соответствующих договорных отношений туриста с туроператором (турагентом) изначально формируется по усмотрению туроператора самостоятельно (исходя из конъюнктуры туристского рынка) в виде оферты, либо в индивидуальном порядке по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта.

Исходя из этого, порядок формирования туристского продукта должен быть достоверно установлен в каждом случае, когда возникает спор по поводу качества предоставленных услуг (в контексте соблюдения туроператором положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее — Закон № 2300-1) и степени ответственности туроператора перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Поскольку именно общая цена туристского продукта в рублях является существенным условием договора о реализации туристского продукта, перечень которых приведен в статье 10 Закона № 132-ФЗ, у туроператора (турагента) отсутствует императивная обязанность указывать в договоре о реализации туристского продукта стоимость отдельных услуг, входящих в его состав, в частности, выделять цену услуг по перевозке. Однако как таковой набор этих услуг, однозначно позволяющий определить потребительские свойства конкретного туристского продукта, т.е. информация о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах, входящих в турпродукт, также относится к существенным условиям договора о реализации туристского продукта.

Так как ответственность туроператора по смыслу статьи 9 Закона № 132-ФЗ ограничена «рамками» исполнения обязательств по предоставлению только тех услуг, которые вошли в соответствующий туристский продукт, то все факты самостоятельного приобретения туристами экскурсионных и других услуг, изначально в него не входивших, стоимость которых была оплачена ими дополнительно к цене туристского продукта, должны рассматриваться как иные сделки, обязанной стороной по которым соответствующий туроператор являться не будет.

Если такого рода случаи происходили за пределами Российской Федерации и повлекли наступление неблагоприятных последствий для туристов — пользователей этих услуг, то в их правовой оценке необходимо среди прочего руководствоваться соответствующими положениями раздела VI «Международное частное право» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статья 1212 которого определяет порядок выбора права, подлежащего применению к договору с участием потребителя. При этом следует иметь в виду, что составляющие сферы действия права, подлежащего применению к таким договорам, перечислены в статье 1215 ГК РФ.

Учитывая, что на практике предложения приобрести ту или иную дополнительную от отношению к «турпакету» услугу (к качеству (потребительским свойствам) которой в дальнейшем предъявляется претензия) довольно часто исходят в том числе от представителей самих туроператоров за рубежом (при этом оплата таких услуг, как правило, происходит в иностранной валюте), следует учитывать, что «соглашение гражданина с работником предприятия, учреждения, организации, выполняющего работы (оказывающего услуги), о выполнении работы (оказании услуги) без соответствующего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав и обязанностей между гражданином и этим предприятием, учреждением, организацией, поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы (оказание услуги) либо за утрату или повреждение переданного по такому соглашению имущества в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». В указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся выполнить работу (оказать услугу)» (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»).

2. Согласно положениям статьи 17 Закона № 132-ФЗ в тех случаях, «если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии».

Поэтому в рамках исполнения обязанности по предоставлению туристу и (или) иному заказчику достоверной информации об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания, туроператор (турагент) при заключении договора о реализации туристского продукта в целях обеспечения безопасности туризма (статья 14 Закона № 132-ФЗ) обязан, в том числе, сообщить о соответствующих медицинских правилах пребывания в той или иной стране.

[2]

В настоящее время наличие полиса медицинского страхования (а именно страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления соответствующих гарантий медицинской помощи) для въезда граждан России на территорию ряда иностранных государств — обязательное условие. Такое требование установлено Австрией, Бельгией, Грецией, Данией, Исландией, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Францией, ФРГ, Финляндией, Швецией, Израилем, Литвой, Чехией и Эстонией (введение этого условия рассматривается также и другими государствами). При этом полис медицинского страхования, действительный на весь срок пребывания за границей, представляется уже при обращении за визами этих государств.

В соответствии с требованиями статьи 17 Закона № 132-ФЗ страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания, а сам страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. Информацию о том, полисы каких российских страховых организаций принимаются к рассмотрению, можно получить в консульских отделах посольств и генеральных консульствах (консульствах) вышеперечисленных государств на территории Российской Федерации.

Читайте так же:  Правовая защита общеизвестных товарных знаков

При въезде граждан Российской Федерации в другие государства (кроме указанных) соответствующее медицинское страхование осуществляется на добровольной основе, поскольку в силу пункта 2 статьи 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.

Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что услуги, связанные с получением медицинского полиса, в состав туристского продукта не входят, предложение со стороны туроператора (турагента) по заключению соответствующего договора страхования, при надлежащем его оформлении, как правило, не должно рассматриваться как навязывание платных дополнительных услуг в контексте правового смысла статьи 16 Закона № 2300-1, поскольку медицинская страховка (применительно к случаям, когда ее наличие не является обязательным условием въезда в страну) служит гарантией минимизации возможных рисков и расходов в случае болезни или несчастного случая, что отвечает правилам, касающимся обязанности исполнителя по обеспечению права потребителя на безопасность услуг (статья 7 Закона № 2300-1).

Видео (кликните для воспроизведения).

Также следует иметь в виду, что согласно положениям статьи 17 Закона № 132-ФЗ по требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, 2006-2019 г.

Адрес: 693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 30-А

Глава III. Права и обязанности туриста (ст.ст. 6 — 8)

Глава III. Права и обязанности туриста

>
Права туриста
Содержание
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 6. Права туриста

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТА

Статья 6. Права туриста

Комментарий к статье 6 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ”

1. Статьей 6 комментируемого Закона устанавливаются права туриста при подготовке к путешествию и во время его совершения, включая транзит.

Прежде всего турист имеет право на необходимую и достоверную информацию:

а) о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, в т.ч. и несовершеннолетних туристов. Данная информация включает в себя сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания, о правилах оформления документов, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, а также о таможенных, медицинских и санитарно-эпидемиологических правилах, об ограничениях на въезд в страну для отдельных категорий граждан или групп туристов (в случае, если таковые имеются);

б) об обычаях местного населения. Данная информация включает в себя сведения о правилах поведения туристов в общественных местах, о форме одежды и т.д.

Например, в памятке туристу, планирующему совершить путешествие в Таиланд, указано что в общении с тайцами следует сохранять спокойствие и улыбку. Гнев в Таиланде – выражение грубости и невоспитанности. Недопустимо выражать даже малейшее пренебрежение к тайской монархии или королевской семье. При посещении Королевского Дворца нельзя быть одетым в слишком открытую одежду (с оголенными плечами, коленями, пятками). Перед входом в храмы, где хранятся образы Будды, а также при посещении частного дома тайца необходимо снимать обувь. В Таиланде не принято публично выражать свои чувства между мужчиной и женщиной. Не следует дотрагиваться до головы тайца даже из самых лучших побуждений ;

в) о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды.

Например, в памятке туристу, планирующему совершить путешествие в Индию, указано, что из Индии запрещен вывоз шкур тигров, диких животных и оперения птиц, кож и изделий из кож редких рептилий, живых растений, золота и серебра в слитках, предметов антиквариата и старины, изготовленных более 100 лет назад. Находясь в Индии, турист может посетить самый первый собор, построенный португальцами в Гоа, – собор Святой Екатерины. Это крупнейшая христианская церковь в Азии и яркий образец архитектуры эпохи Возрождения. Также можно посетить Базилику Бом Иисуса, где в серебряном гробу хранятся нетленные мощи Святого Франциска Ксавьера; множество других древних индуистских храмов времен допортугальского владычества; Ворота Индии, Дхоби Гхат, замки Малаксми, множество музеев, а также увидеть знаменитое ожерелье королевы Марине Драйв; Хампи, где в самом сердце плато Декан лежат руины древней столицы Виджаянагарской империи – города Хампи, построенного в XIV веке .

Максимально полное предоставление информации является одним из признаков качественного предоставления туристской услуги. Непредоставление туристу необходимой информации в соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей” будет признаваться нарушением, влекущим наложение административной ответственности в соответствии со ст. 14.4 КоАП РФ.

2. При совершении путешествия туристы имеют право на свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер.

Свобода передвижения – важнейший фактор, определяющий туризм, она необходима для участия в путешествиях, гармоничного развития туризма. В то же время любое государство вправе установить ограничение для передвижения туристов с учетом охраны государственных тайн, границ, территорий, в том числе территорий военного назначения, а также территорий, где имеют место опасности для посетителей . Кроме того, ограничение доступа к туристским ресурсам может быть установлено в целях сохранности туристских ресурсов.

Сирик Н.В. Права туриста в соответствии с законодательством РФ. URL: http://library.shu.ru/pdf/sirik10.pdf.

Например, по соображениям безопасности проносить внутрь комплекса Тадж-Махал (Индия) можно только воду в прозрачных бутылках, небольшие видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком либо могут подъехать на электрическом автобусе.

3. К правам туриста Законом отнесено обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.

Под личной безопасностью понимают обеспечиваемое деятельностью государства и общества социальное благо, предоставляющее возможность индивиду беспрепятственно пользоваться своими жизнью, здоровьем и физической свободой .

Мингес И.А. Юридические гарантии личной безопасности граждан: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 15.

Иными словами, личная безопасность туриста – это безопасность его жизни и здоровья.

Специальные меры обеспечения личной безопасности присущи исключительно сфере туризма и тесно связаны с правовым статусом туриста (например, страхование на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев; финансовое обеспечение ответственности туроператоров; оказание услуг инструкторов-проводников при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности; предоставление необходимой и достоверной информации о туристском продукте и исполнителях услуг).

К правовым мерам личной безопасности также относятся оказание консульской, правовой, медицинской и иных видов неотложной помощи в стране (месте) временного пребывания; антикриминальные меры безопасности (включая предупреждение, выявление и пресечение преступлений в отношении туристов и их имущества); меры по разрешению потребительских споров между туристами и организациями туристской индустрии; меры по обеспечению сохранности персональной и иной конфиденциальной информации туристов; правовая охрана чести и достоинства, доброго имени туристов; меры в области технического регулирования; меры государственного контроля (надзора), а также общественного контроля, осуществляемые в целях соблюдения организациями туристской индустрии законодательства, регулирующего вопросы обеспечения личной безопасности туристов; меры юридической ответственности за нарушение законодательства в области личной безопасности туристов.

Следует обратить внимание, что оказание медицинской помощи туристам возможно только при наличии медицинской страховки. При планировании путешествия туристу необходимо внимательно ознакомится с перечнем медицинских услуг, покрываемых стандартной медицинской страховкой. В некоторых случаях целесообразно иметь дополнительную медицинскую страховку с расширенным перечнем оплачиваемых медицинских услуг.

Практическое значение имеет также письмо Министерства иностранных дел РФ от 22 июля 2011 г. N 7942-н-4ед, в котором указывается, что, как правило, услуги в сфере здравоохранения иностранным туристам в Турции оказываются в частных клиниках, однако с 13 июня 2011 года данные услуги стали оказывать больницы, подведомственные Министерству здравоохранения Турции. В этой связи иностранные граждане и туристы, нуждающиеся в лечении на территории Турции, могут обращаться на иностранных языках в Центр скорой медицинской помощи по телефону 112, а также по телефону 184 – по вопросам оказания врачебной помощи. В рамках данного нововведения в 6 провинциях Турции (Анкара, Стамбул, Измир, Анталья, Мугла, Айдын) были организованы Координационные районные центры по работе с иностранными гражданами. С более детальной информацией можно ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: URL: www.saglik.gov.tr/saglikturizmi.

К внеправовым мерам личной безопасности относятся меры технического характера (наличие исправного туристского снаряжения и инвентаря, установка защитных устройств и ограждений при пользовании подвижными механизмами (подъемниками, канатными дорогами), прохождении опасных участков территории (осыпей в горах, водоемов, горнолыжных трасс)), а также медицинские меры, связанные с надлежащим обеспечением туристов (вакцинация, индивидуальные аптечки, врачебные осмотры) .

Писаревский Е.Л. Правовое обеспечение личной безопасности туристов // Журнал российского права. 2011. N 5.

Право на обеспечение потребительских прав и сохранности имущества туристов предполагает сохранность их личных денежных средств, в том числе передаваемых туристским организациям в счет оплаты услуг по договорам, предметов личного обихода, туристского снаряжения и инвентаря, сувенирной продукции, драгоценных вещей и других предметов, которые используются и (или) приобретены туристом во время путешествия.

4. Турист имеет право на обеспечение в соответствии с комментируемым Законом экстренной помощи в виде эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплаты услуг по перевозке и (или) размещению) за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Порядок оказания экстренной помощи должен быть утвержден Правительством РФ (см. проект соответствующего постановления на сайте Минкультуры РФ: URL: http://mkrf.ru/dokumenty/3974/detail.php? >

5. В случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

В частности, в соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

6. Законом закреплено право туриста на содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи.

Данное право, вероятнее всего, будет распространяться на туристов, путешествующих на территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления иностранных государств осуществляют взаимодействие с туристами в соответствии со своим национальным законодательством.

Однако к этому праву можно также отнести право туриста на получение правовой и иных видов неотложной помощи в консульских представительствах РФ на территориях иностранных государств.

7. Одним из самых сомнительных прав туриста является право на беспрепятственный доступ к средствам связи. В Законе отсутствует какая-либо норма, предусматривающая возможный механизм реализации данного права. Например, отсутствует соответствующая обязанность у органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных субъектов обеспечивать туристу беспрепятственный доступ к средствам связи.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня, 27 декабря 2009 г., 30 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 3 мая 2012 г., 29 июня 2015 г., 2 марта, 5 апреля, 28 декабря 2016 г., 5 февраля, 18 апреля, 4 июня 2018 г., 3 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. памятки для туристов, пользующихся услугами туристических компаний

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

24 ноября 1996 года

Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.

Определяются такие понятия, как туризм, тур, туристская путевка и т.п.

В качестве туристской деятельности рассматривается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Декларируется, что государство содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития, формирует представление о России как стране, благоприятной для туризма, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Закон устанавливает права и обязанности туриста во время совершения путешествия.

Предусмотрено, что реализация туристских услуг осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. Определены существенные условия подобного договора.

Установлены правила обеспечения безопасности туризма.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 3 декабря 1996 г. N 231, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 49 ст. 5491

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 149-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением абзаца сорок четвертого пункта 4, пункта 6 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

[3]

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых статьей 6 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном в статье 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон о защите прав туристов

Немало россиян при планировании своего отдыха прибегают к помощи туристических агентств, однако такое упрощение поездки может сыграть злую шутку.

Клиент туристического агентства всегда полагается на профессионализм работников туристической сферы, возлагает на него все надежды и отдает немало денег, не подготавливая себя к возможным трудностям. Тем не менее туристические фирмы не всегда готовы предоставить действительно качественную услугу и нередко оставляют своих клиентов одних, без денег и в чужой стране. И хотя в примере изложен самый страшный случай из возможных, любое свое право туриста научитесь защищать, даже если дело касается «мелочей», так вы спасете себя от проблем в поездках при дальнейшем получении услуг у подобных фирм и сделаете услугу другим туристам, которые по незнанию могут попасть в неприятность из-за не самой благонадежной компании.

Если вы уже попали в ситуацию, в которой туристическое агентство нарушило ваши права, то помните, что существует специализированная юридическая организация ориентированная и на защиту прав туриста — общество защиты потребителя. При помощи этой организации вы вернете назад потраченные на некачественную услугу средства, а также заставите компанию возместить все расходы связанные с ошибками турагентства. Не забудьте, что турист вправе предъявлять требования и на возмещение моральных убытков.

Права потребителей в сфере туризма

Если агентство утверждает, что после подписания договора и оплаты услуг все возможные проблемы ложатся на ваши плечи, то вспомните о постановлении Правительства РФ N 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», которое действует с 18.07.2007.

В первую очередь, чтобы не столкнуться с проблемами в путешествии, ознакомьтесь с правами туриста.

Вы имеете право на получение ответов на вопросы, касающиеся:

  1. Правил въезда в страну, пребывания и проживания там.
  2. Обычаев местного населения, их религии, культуры и истории.
  3. Экологической обстановки и наличии заповедных зон.
  4. Ограничительных мер для туристов конкретной выбранной вами страны.

Это очень важный момент, так как например, разнополым и не состоящим в браке туристам ОАЭ нельзя жить и спать в одной комнате с одной общей кроватью, если персонал отеля заподозрит интимную связь и будет иметь соответствующие доказательства, то туристов могут посадить в тюрьму по местным законам. Такие моменты в туристическом агентстве обязаны отдельно проговорить с вами сами сотрудники.

В поездке вам должны обеспечить:

  1. Право на свободу передвижения по открытым для приезжих зонам;
  2. Личную безопасность вас и ваших близких, а также право на неприкосновенность имущества и сохранность потребительских прав;
  3. Получение неотложной медицинской и полицейской помощи;
  4. Доступ к местам или технологиям связи.

В случае, если что-то из вышеперечисленного не было предоставлено, то вы должны требовать возмещения всех убытков, которые связаны с некорректными действиями работников туроператора.

Как составляется претензия за непоставку товара без договора?

О том, как сделать возврат гарантийного товара в магазин, читайте тут.

Каковы последствия нарушения прав пользователей туристических услуг?

Вы видите, что ваши права нарушают — предъявите требования нерадивому туроператору. Сделать это можно в течение двадцати дней после закрытия договора по реализации товара туристического характера, а также подать претензию можно прямо во время отдыха. После предъявления требований ждите десять дней, за это время туроператор обязан ответить на вашу претензию.

За что несет ответственность исполнитель:

  1. За недостоверную или не качественную информацию об услуге. В том числе и за вред здоровью, жизни и имуществу, который связан с не предоставлением информации.
  2. За реализацию продукта с недостатками, о которых было известно или неизвестно заранее. Этот момент особенно касается нарушения требований к безопасности отдыхающих, то есть даже при условии, что агент утверждает, что он не знал о подобных проблемах — он все равно виноват, так как не удостоверился в безопасности своих клиентов, если только дело не касается обстоятельств непреодолимой силы.
  3. За нарушение сроков и любых других условий, оговоренных в договоре.
  4. За прописанные в договоре условия, которые могут ущемлять права отдыхающего.

Исполнитель несет не только финансовую ответственность за каждого находящегося на отдыхе туриста, но еще и находится под постоянной угрозой заработать административную или уголовную ответственность вследствие своего бездействия. Уголовная ответственность исполнителю страшна только в случае непредставления безопасных условий для отдыха, по статье 238 УК РФ. При этом если он докажет, что проблемы, связанные с безопасностью, возникли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, которые нельзя было предугадать, то турагентство освободится от ответственности.

Турагентства могут привлекаться в качестве физического лица, если в нарушении ваших прав виноват конкретный работник, а также в качестве юридического лица, если вина лежит на компании, по следующим статьям:

  1. ст. 14.4 КоАП РФ, при условии, что услуги были оказаны некачественно или имелись нарушения, связанные с техническими и санитарными нормами.
  2. ст. 14.7 КоАП РФ, если исполнитель обманул клиента, не предоставил необходимую информацию или же дал на подпись договор, ущемляющий права туриста.

Штраф за вышеперечисленные нарушения составляет порядка 20 000 рублей.

Порядок возмещения убытков при нарушении прав, имеющихся у туристов

Сразу после того, как вы обратили внимание на нарушение ваших прав, либо после возвращения домой, напишите туроператору претензию. Если вы находитесь непосредственно на отдыхе, то это письмо поможет исправить сложившуюся ситуацию сразу на месте, если вы уже вернулись домой, то письмо поможет вернуть потраченные, на не отвечающий требованиям отдых, деньги. Написав претензию вы себя обезопасите от дальнейших неприятностей, а также сможете урегулировать правовой спор не обращаясь в суд. При условии, что компания проигнорировала ваше письмо — обращайтесь со всеми его копиями в суд, это будет одно из свидетельств нарушения ваших прав.

Составьте заявление опираясь на следующие правила:

  1. Обращайтесь в суд по местонахождению ответчика.
  2. Укажите в заявлении наименование суда в который вы подаете бумаги.
  3. Напишите данные о себе и об ответчике.
  4. Расскажите о том, как и почему были нарушены ваши права, не забудьте про законные интересы и ходатайства.
  5. Покажите доказательства, приложите к бумагам фото-видео-файлы, копии договоров, счета и чеки.
  6. Предъявите требования к ответчику.
  7. Приложите сведения о разбирательствах, проходивших до суда, то есть претензии, ответы на них, даты приема претензий компанией.
  8. Перечислите все приложения к иску.

Права туриста и новый закон – что поменяется?

Актуальная и постоянно обсуждаемая тема защиты прав туристов не смолкает никогда. Но сегодня мы говорим о том, как будут соотноситься права потребителей, отраженные ФЗ «О защите прав потребителей», и изменения туристского законодательства , вступающие в силу с года. Специально для TRN анализ законодательства провел адвокат, медиатор Димитрий Морозов.

Правоприменитель ная практика в отношении законодательства о защите прав потребителей была обобщена Пленумом Верховного суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от № 17.

Пленумом был раскрыт целый ряд моментов, по которым ранее не было устоявшейся и единообразной судебной практики. Далее отметим ряд существенных положений, раскрытых Пленумом и проведем параллель с изменяющимся туристским законодательство м:

1. Постановлением установлен запрет на возврат судами искового заявления потребителя, поданного им по месту своего жительства. Таким образом, уточняется и конкретизируется предоставленное ФЗ «О защите прав потребителей» № 2300–1 от и Гражданским процессуальным кодексом РФ право потребителя выбирать по своему выбору подсудность или по месту нахождения ответчика или по месту жительства истца. (Пункты 22 и 26 Постановления).

Данное положение регулируется исключительно законодательство м о защите прав потребителей и особенностей туристским законодательство м не предусматриваетс я.

Таким образом, туристы или иные заказчики вправе подавать иски или по месту нахождения ответчика или по месту своего жительства. При этом ответчиком может быть любое лицо, определенное истцом ( туристом). Предполагается, что основным ответчиком является туроператор. Однако следует помнить, что с законодательно закреплена ответственность турагентов перед туристами в трех случаях: 1) надлежащее информирование турагента о туристском продукте, 2) надлежащее информирование туроператора о туристе, 3) исполнение обязанности по перечислению денежных средств туроператору.

2. В части уменьшения неустойки, подлежащей взысканию с туроператора, турагента на основании ст. 333 Гражданского кодекса РФ определены дополнительные критерии, являющиеся основанием для ее уменьшения. Применение статьи 333 Гражданского кодекса РФ возможно: 1) в исключительных случаях, 2) по заявлению ответчика. Кроме того, суд при исследовании вопроса о снижении неустойки должен определить и указать мотивы, допускающие уменьшение неустойки. (Пункт 34 Постановления).

Сами принципы начисления не меняются. Но можно отметить, распределяя ответственность между туроператором и турагентом, законодатель предполагает, что неустойку будет оплачивать виновное лицо, а это может быть как туроператор (за непредоставление или ненадлежащее предоставление турпродукта), так и турагент (по вышеуказанным основаниям).

3. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера имущественного вреда, в связи с этим размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой компенсации и в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.

Общие положения компенсации морального вреда закреплены в ст. 151 Гражданского кодекса РФ:

«Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».

Однако следует учитывать, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда, достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. (Пункт 45 Постановления).

Данный вопрос регулируется гражданским законодательство м и законодательство м о защите прав потребителей. Единственное, исходя из введенного принципа распределения ответственности моральный вред может быть возложен на лицо, ненадлежащим образом исполнившее свои обязательства.

4. Следует также обратить внимание на разъяснения, касающиеся взыскания штрафов, при удовлетворении требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя или общественного объединения потребителей, в зависимости от того, кем заявлено исковое требование). Постановлением разъяснено, что суд взыскивает вышеназванный штраф вне зависимости от того, заявлялось ли такое требование. (Пункт 46 Постановления).

Данное обстоятельство следует помнить всем профессиональным участникам туристского рынка. Даже если турист не заявляет данное требование ни в претензии, ни в исковом заявлении, это не означает, что суд не взыщет эту сумму.

А от понимания суммы потенциального взыскания, отчасти, зависит определение стратегии ведения дела и, например, принятие решение о заключении мирового соглашения.

Отмечу, что данное положение регулируется исключительно законодательство м о защите прав потребителей.

5. Важными для турагентов являются также разъяснения об ответственности турагентов. В частности Пленумом разъяснено, — разрешая дела по искам о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что по общему правилу изготовитель (исполнитель, продавец ) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц (агентом). По сделкам с участием елей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу ст. 37 ФЗ «О защите прав потребителей», пункта 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ, если расчеты по такой сделке осуществляются от своего имени. При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала). В случае возникновения споров о предоставлении услуг посредникам, уплачиваемое им потребителями комиссионное вознаграждение, исходя из вышеназванных статей и ст. 15 Гражданского кодекса РФ, может рассматриваться как убыток потребителя, отнесенный на основного исполнителя (изготовителя, продавца ).

Данная позиция Пленума (в части правоотношений в туристской деятельности) выработана, в том числе, в соответствии со ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» № от 24 ноября 1996 г. в редакции от Федерального закона № от 3 мая 2012 г.

В частности абзацем 3–5 ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» установлено:

«Туроператор несет предусмотренную законодательство м Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени».

Следует отметить, что возложение на туроператора ответственности возможно только при надлежащем исполнении турагентом принятых на себя обязательств, как перед заказчиком туристского продукта, так и перед туроператором. (Пункты 48, 50 Постановления).

В части распределения ответственности с — наступают большие изменения. Как уже было отмечено выше, турагенты будут нести ответственность в трех случаях: 1) надлежащее информирование туриста о свойствах турпродукта, 2) информирование туроператора о туристе, его заявке, 3) ненадлежащее перечисление денежных средств туроператору.

Причем турагент будет отвечать полностью за срыв тура, если это произошло по его вине.

Конечно, судебной практики по вопросам применения туристского законодательства после еще нет, но вышеобозначенное предположение основано на большом опыте судебной работы.

Читайте так же:  Защита прав потребителей, покупающих ювелирные изделия

Источники


  1. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.

  3. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
Закон о защите прав туристов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here