Виды информационных преступлений, методы борьбы с преступниками и меры ответственности

Сегодня рассмотрим следующий вопрос: "Виды информационных преступлений, методы борьбы с преступниками и меры ответственности" с комментариями профессионалов. Все вопросы задавайте нашему дежурному юристу.

Методы борьбы с компьютерной преступностью

Компьютерная преступность как комплексная международная проблема..docx

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Компьютерная преступность

    1. Понятие и характеристика компьютерной преступности 5
    2. Масштабы и общественная опасность компьютерной преступности 8
    3. Субъекты компьютерных преступлений 10
  • Методы борьбы с компьютерной преступностью
    1. Контроль над компьютерной преступностью в России 12
    2. Предупреждение компьютерных преступлений 14
    3. Уголовно-правовой контроль над компьютерной преступностью
  • Заключение 19

    Список литературы 23

    В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом идет бурный процесс компьютеризации управленческой, научно-технической и иных сложных видов деятельности человека. Компьютерная техника широко используется в вооруженных силах страны, в атомной и иных видах энергетики, в космических исследованиях и других сферах жизнедеятельности людей. Персональные компьютеры все чаще становятся жизненно важным средством, облегчающим и убыстряющим процессы умственного и физического труда, хранителем разнообразной информации, необходимой для принятия правильных управленческих и иных решений.

    Актуальность этой темы состоит в том, что, как показала отечественная и зарубежная практика использования компьютеров, они могут успешно использоваться не только в общественно полезных интересах личности, общества и государства, но и в преступных целях, быть средством совершения различных преступлений в сфере экономики, обороны страны. Специалисты в области компьютерной техники могут незаконно вмешиваться в созданные компьютерные программы, системы ЭВМ и их сети, вносить в информацию на машинном носителе изменения и дополнения, разрушать либо повреждать магнитоносители и тем самым создавать помехи в получении достоверной информации по тому или иному вопросу либо проблеме. Такого рода действия могут приводить к рассекречиванию государственных, военных либо коммерческих тайн и использованию их в ущерб экономической безопасности или обороноспособности страны, в конкурентной борьбе предпринимательских структур, а равно в иных противоправных целях.

    Целью данной работы является комплексное изучение вопросов, которое позволит узнать, что понимается под компьютерным преступлением, ответственность за них и меры борьбы с ними.

    Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

    — изучить, что понимается под компьютерным преступлением;

    — рассмотреть виды преступлений, закрепленные в Уголовном кодексе Российской Федерации;

    — рассмотреть методы борьбы с компьютерными преступлениями.

    Методы борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации

    46. Виды преступлений в сфере компьютерной информации — 28.11.2005.doc

    Окончанием данного преступления будет момент создания, использования или распространения вредоносных программ, создающих угрозу наступления указанных в законе последствий вне зависимости оттого, наступили реально эти последствия или нет.

    Виновное лицо сознает, что его действия по созданию, использованию или распространению соответствующих программ носят общественно опасный характер, предвидит возможность или неизбежность наступления несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации либо копирования информации, нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети и желает их наступления’ (прямой умысел) или не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Цели и мотивы действий виновного при неправомерном доступе к компьютерной информации могут быть различными и на квалификацию не влияют.

    Наказывается данное преступление лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

    Квалифицированным видом преступления согласно ч.2 ст.273 УК РФ является причинение деянием по неосторожности тяжких последствий. Тяжкие последствия — это оценочное понятие, содержание которого должно определяться судебно следственными органами в каждом конкретном случае с учетом всей совокупности обстоятельств дела, как правило, с привлечением соответствующих экспертов. К тяжким последствиям можно отнести, например, причинение особо крупного материального ущерба, серьезное нарушение деятельности предприятий и организаций, наступление аварий и катастроф, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей или смерти, уничтожение, блокирование, модификацию или копирование информации особой ценности, например, составляющей государственную тайну и т.п.

    Особенностью квалифицированного вида данного преступления является то обстоятельство, что в соответствии с законом субъективное отношение виновного лица к тяжким последствиям может характеризоваться только неосторожной формой вины. Если лицо, совершая описанные в ч.1 ст.273 УК действия, сознавало возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало или не желало, но сознательно допускало их наступление либо относилось к ним безразлично, то ответственность должна наступать за совокупность преступлений по ч.1 ст.273 и соответствующим статьям УК, устанавливающим ответственность за умышленное причинение вреда собственности, личности и иным объектам уголовно-правовой охраны.

    Учитывая характер последствий, законодатель предусматривает в случае совершения квалифицированного вида искомого преступления значительно более суровое наказание в виде лишения свободы на срок от трёх до семи лет.

    Статья 272 УК не регулирует ситуацию, когда неправомерный доступ осуществляется в результате неосторожных действий, что, в принципе, отсекает огромный пласт возможных посягательств и даже те действия, которые действительно совершались умышленно, т.к., при расследовании обстоятельств доступа будет крайне трудно доказать умысел компьютерного преступника (например, в сети Интернет, содержащей миллионы компьютеров, в связи со спецификой работы — переход по ссылке от одного компьютера к другому довольно легко попасть в защищаемую информационную зону даже не заметив этого).

    Установление определенных правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети преследует цель сохранности информации и компьютерного оборудования, обеспечения возможности их длительного использования в интересах собственников и пользователей. Информация, в отношении которой наступают негативные последствия, должна охраняться законом, о чем уже говорилось ранее.

    В отличие от ст. 272 и 273 УК РФ диспозиция ч.1 ст.274 носит бланкетный характер. Такой законодательный прием означает, что указание в ней на действие (бездействие) носит обобщенный характер — «нарушение правил». Конкретное содержание этих правил раскрывается в нормативных актах иных отраслей права (законах, правилах, инструкциях и т.д.). Эти правила могут быть предусмотрены в общих требованиях по технике безопасности и эксплуатации компьютерного оборудования либо специальных правилах, регламентирующих особые условия (продолжительность времени, последовательность операций, максимальные нагрузки и т.д.), какими являются, например, «Гигиенические требования к видео дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы, утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14 июля 1996 г. № 14. Вторая разновидность соответствующих правил устанавливается в инструкциях по работе с ЭВМ, их периферийными устройствами и машинными носителями информации, которые разрабатываются производителями этих технических средств.

    Читайте так же:  Составление договора купли-продажи земельного участка

    Работа данных устройств рассчитана на определенные параметры, соблюдение которых является обязательным. Наконец, третья разновидность соответствующих правил устанавливается собственником или владельцем соответствующих технических устройств и определяет порядок пользования ЭВМ, системой ЭВМ и сетью ЭВМ в конкретных условиях. При определений конкретных правил следует иметь в виду, что законодатель говорит о правилах эксплуатации именно ЭВМ как совокупности аппаратно — технических средств и средств программирования и системы ЭВМ, и их сети. Поэтому нарушение соответствующих правил должно касаться именно технических правил, но никак не организационных форм работы ЭВМ или их правовой регламентации 10 .

    Конкретно нарушение правил эксплуатации может выражаться в трех формах:

    1) в несоблюдении установленных правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (нарушении правил электрической и противопожарной безопасности, игнорировании предписаний соответствующих инструкций и т.п.);

    2) в ненадлежащем соблюдении указанных правил (например, неполном соблюдении параметров работы ЭВМ, нарушении алгоритма программы);

    3) в прямом нарушении данных правил, например, в отключении системы защиты от неправомерного доступа.

    Первые две формы выполняются путем бездействия, последняя — путем активных действий. Обязательным условием ответственности является наступление определенных последствий, поэтому окончено данное преступление будет с момента уничтожения, блокирования или модификации охраняемой законом информации в результате нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, если это причинило существенный вред. Неудачная конструкция объективной стороны, анализируемого преступления, когда в законе указывается фактически на два вида последствий: уничтожение, блокирование или модификацию информации и причинение существенного вреда можно объяснить лишь стремлением законодателя подчеркнуть направленность действий лица на причинение определенных последствий. Законодатель подчеркивает, что не любое уничтожение, блокирование или модификация информации является уголовно наказуемым, а лишь такое, которое повлекло реальное причинение существенного вреда. Оценка вреда, как существенного или несущественного, зависит от ценности информации и ее объема, продолжительности времени, которое понадобилось для устранения негативных последствий.

    последствий, количества пострадавших пользователей, степени дезорганизации деятельности предприятий и учреждений, величины материального или физического вреда и любых других обстоятельств, которые судебно следственные органы в конкретном случае посчитают существенными. Данный вред может причиняться как собственнику или владельцу ЭВМ либо самому пользователю, так и третьим лицам, например больным, лечение которых проходит под контролем компьютера.

    Субъективное отношение виновного лица к содеянному в анализируемом преступлении характеризуется только умышленной формой вины. При этом лицо сознает общественно опасный характер нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, предвидит возможность или неизбежность наступления в результате его действий уничтожения, блокирования или модификации охраняемой законам информации ЭВМ, которые повлекут за собой причинение существенного вреда и желает этого (прямой умысел) либо предвидит возможность уничтожения, блокирования или, модификации охраняемой законом информации ЭВМ и причинения в результате этого существенного вреда, однако не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично (косвенный умысел). Мотивы и цели деятельности виновного на квалификацию не влияют, но должны учитываться при индивидуализации наказания. Субъект данного преступления специальный — лицо, имеющие доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети. О понятии данного субъекта говорилось ранее при анализе преступления, предусмотренного ч.2 ст.272 УК.

    Наказывается данное преступление лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста-восьмидесяти до двухсот-сорока часов, ли6о ограничением свободы на срок до двух лет.

    Поскольку в настоящее время наказание в виде обязательных работ и ограничения свободы по причинам, указанным ранее, не может назначаться, постольку реально данное преступление наказуемо лишь лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Квалифицированным видом нарушения правил эксплуатации в соответствии с ч.2 ст.274 УК РФ является причинение по неосторожности тяжких последствий.

    Содержание данного квалифицирующего признака не отличается от аналогичного признака, предусмотренного ч. 2 ст.273 УК (о понятии этого признака см. выше). Таким же образом осуществляется и квалификация преступления, если виновное лицо действует в отношении тяжких последствий умышленно.

    [1]

    Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями, совершаемыми мигрантами

    Как известно, борьба с преступностью представляет собой совокупность мер экономического, политического (в том числе правового), психологического, организационного, технического характера, которые направлены на устранение (ослабление) факторов, способствующих совершению преступлений, на предупреждение, пресечение, регистрацию, раскрытие (розыск преступников) и расследование преступлений, на осуществление уголовного правосудия, исправление лиц, совершивших преступление, и контроль за их поведением после отбывания наказания, а также на возмещение отрицательных последствий преступлений [1, с. 697].

    В этом параграфе мы рассматриваем уголовно-правовые меры противодействия преступлениям, совершаемым мигрантами. Эти меры представляют собой многогранную деятельность, базирующуюся на уголовном законе, осуществляемую субъектами, обладающими полномочиями по применению уголовного закона.

    К основаниям применения мер уголовно-правового воздействия относятся:

    • совершение преступления;
    • выявление реальной опасности совершения преступления (обнаружение умысла на совершение преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление);
    • необходимость уголовно-правового предупреждения преступлений.

    Уголовно-правовое воздействие, безусловно, включает в себя не только непосредственное применение норм уголовного законодательства к мигрантам, виновным в совершении преступления. Оно предполагает более широкий круг элементов, которыми признаются:

    • уголовно-правовые меры предупреждения преступлений;
    • уголовно-правовые меры пресечения преступлений (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, привлечение к ответственности за приготовление или покушение на преступление, своевременное применение уголовно-правовых запретов с двойной превенцией);
    • уголовно-правовые меры реализации ответственности.
    Читайте так же:  Как пишется претензия по браку товара

    Все перечисленные элементы взаимосвязаны. Поэтому, рассматривая какой-либо один из них, мы будем в большинстве случаев обосновано затрагивать и другие из обозначенного круга. Обращаясь к уголовно-правовым мерам предупреждения преступлений, совершаемых мигрантами, перечислим основные из них: это пропаганда уголовного законодательства, побуждение правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатого преступления, побуждение правонарушителей к деятельному раскаянию. Также в эту группу включают содействие социальной адаптации лиц, совершивших преступления [2, с. 29].

    Пропаганда уголовного законодательства в Республике Казахстан осуществляется различными способами: посредством проведения индивидуальной воспитательной и разъяснительной работы с гражданами, выступлений перед населением (на сходах граждан по месту жительства, в трудовых коллективах), с использованием прессы, радио, телевидения, компьютерных линий связи и т. д.


    По новому месту проживания социальные связи прибывших лиц не налажены и поступление информация к ним идет зачастую именно через СМИ. Однако, на наш взгляд, использование возможностей средств массовой информации для пропаганды уголовного законодательства среди мигрантов является ограниченным, поскольку мигрант нередко оказывается в положении человека, не имеющего достаточных средств к существованию. Ведь, как отмечают специалисты, одними из основных в числе «выталкивающих» факторов, мотивирующих миграцию, являются низкий уровень жизни, бедность. Поэтому далеко не все мигранты имеют возможность пользоваться телевизором, покупать газеты и т. д. В связи с чем, осуществление пропаганды уголовного законодательства в среде мигрантов должно быть ориентировано, в том числе, и на малообеспеченные слои населения. Наряду с использованием телевидения, Интернета, печатных изданий, необходимо более активно привлекать для решения указанной задачи средства, не предполагающие финансовых затрат со стороны адресатов: тематические плакаты и щиты, а также радиопередачи радиоточек общего пользования в местах концентрации мигрантов – на вокзалах, рынках, на транспорте (в поездах), в общежитиях.

    По нашему мнению, в настоящее время снизилась возможность применения в среде мигрантов уголовно-правовых мер предупреждения преступлений, в том числе, пропаганды уголовного законодательства, побуждения правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатого преступления и к деятельному раскаянию.

    Традиционно, до 90-х годов прошлого века в нашей стране уголовно-правовые меры предупреждения преступлений реализовывались, прежде всего, по месту жительства граждан и по месту их работы, с помощью воздействия трудовых коллективов. Однако, для последнего десятилетия прошлого века и первых лет века нынешнего характерным стало расширение «анонимности» проживания мигрантов и распространение трудовой занятости мигрантов в теневой экономике. Это, безусловно, затрудняет адресную работу с названной категорией населения в виду наличия сложности мигрантов в целом, в том числе и тех из их числа, применение уголовноправовых мер предупреждения преступлений к которым является необходимым.

    Мы согласны с позицией М.М. Бабаева и М.В. Королевой, что безличность и анонимность жизни «конечно, снижает эффективность различных форм социального контроля за поведением людей, затрудняет дело их повседневного воспитания и необходимой коррекции поведения, осложняет дело выявления тех случаев и ситуаций, которые требуют вмешательства общественности или государственных органов» [3, с. 15].

    «Анонимность» прибывших к новому месту проживания мигрантов обусловлена, во-первых, тем, что ими еще не установлены устойчивые социальные связи, зачастую они не знают даже ближайших соседей, а соседи не знают их, значительное число приезжих проживает без регистрации по месту пребывания и жительства в установленном законом порядке.

    [2]

    В части, касающейся преступников-мигрантов, обращает на себя внимание их «злостное» уклонение от регистрации. Это, вероятно, можно объяснить нежеланием указанного контингента попасть в поле зрения правоохранительных органов.

    Исследуя преступность мигрантов, В.А. Берзин констатировал: «порядка 30% преступлений, совершаемых за год в столице, приходится на долю не жителей города, большинство из которых на момент совершения преступления не были зарегистрированы в паспортно-визовой службе города» [4, с. 3]. Значимость официальной регистрации граждан по месту пребывания в том, что она существенно облегчает выявление лиц, совершивших преступления.

    Таким образом, чем больше зарегистрировано граждан, прибывших к новому месту проживания, тем выше возможность выявления лиц, в отношении которых требуется применение уголовно-правовых мер, и напротив, если нет информации о прибывающих, меньше вероятность выявления среди них криминогенного контингента.

    Затруднения в своевременном выявлении мигрантов, в отношении которых требуется применение уголовно-правовых мер, обусловлены также особенностями сферы их трудовой деятельности. К сожалению, отмечаемое в литературе отрицательное влияние разрушения или ослабления связей с трудовыми коллективами на поведение личности [5, с. 45] актуально для исследуемой категории населения.

    В связи с изложенным, полагаем, для повышения эффективности применения к мигрантам уголовно-правовых мер необходимо обеспечить:

    • укрепление связей правоохранительных органов с населением с целью привлечения его к содействию в деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых мигрантами;
    • проведение мероприятий по совершенствованию системы учета граждан;
    • более активное противодействие незаконной миграции и нелегальной трудовой занятости мигрантов.

    Для обеспечения применения уголовно-правовых мер в отношении мигрантов важное значение, наряду с вышеуказанными условиями, имеет уровень специальной профессиональной подготовки должностных лиц, осуществляющих их. Рассмотрим это на примерах, связанных с побуждением правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатого преступления и к деятельному раскаянию.

    Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью мигрантов заключаются в воздействии на психику правонарушителя с целью: в первом случае – склонить его к прекращению начатой преступной деятельности (при наличии у него осознания возможности доведения преступления до конца); во втором случае – склонить его к явке с повинной, оказанию помощи в раскрытии совершенного им преступления, возмещению вреда или иным образом заглаживанию ущерба, причиненного в результате преступления, т. е. к деятельному раскаянию. Для применения данного воздействия, как нигде, необходимо знание особенностей объекта воздействия. Выбор средств и тактических приемов требует индивидуального подхода, учета условий жизни мигранта, национальных и религиозных традиций, особенностей языка.

    При работе с мигрантами необходимо дополнительно знать очень большое количество законов, подзаконных актов, видов используемых документов, что также требует дополнительной специальной подготовки. Более тридцати законов и ста нормативно-правовых актов (заметим, некодифицированных) регулируют различные вопросы, связанные с мигрантами. Так, при пресечении преступлений и возбуждении уголовных дел в отношении мигрантов – иностранных граждан имеются особенности, обусловленные выяснением наличия или отсутствия у данных лиц иммунитета от уголовной юрисдикции Республики Казахстан.

    Читайте так же:  Где получить справку об алиментах для соцзащиты

    Это является необходимым, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 6 УК РК: «Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Республики Казахстан разрешается в соответствии с нормами международного права». Работа в данном направлении требует большого объема специальных знаний, в том числе, знания многочисленных видов иммунитета и норм, регулирующих возникающие в данной области правоотношения; видов документов, подтверждающих иммунитет; учреждений, которые имеют право их выдавать, и так далее.

    Эти и многие другие аспекты работы с мигрантами обуславливают целесообразность специализации указанного направления деятельности органов внутренних дел. Полагаем необходимым расширение специализации отдельных должностных лиц или подразделений, осуществляющих уголовно-правовые меры противодействия преступности по линии работы с мигрантами, что позволит более эффективно осуществлять борьбу с преступлениями, совершаемыми мигрантами.

    Третий аспект, влияющий на совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями мигрантов – правовое обеспечение. Мы считаем, что необходимо совершенствовать действующее законодательство, что будет выступать в качестве одной из наиболее эффективных мер в борьбе с преступностью мигрантов. Полагаем, эта необходимость является объективной, поскольку она обусловлена динамичностью процессов и явлений, связанных с противоправной деятельностью исследуемого контингента населения, что требует соответствующего отражения в правовых нормах.

    Одной из основных гарантий законности реализации уголовной ответственности является правильная квалификация общественно опасных деяний. Она включает в себя точное установление признаков конкретного общественно-опасного деяния и соотнесение их с признаками конкретного состава преступления, предусмотренного в нормах Особенной части Уголовного кодекса. В связи с чем, особенно важно, чтобы выявляемые в практике борьбы с преступностью неточности, противоречия, пробелы в законах устранялись и законодательство совершенствовалось.

    В международном и в национальных законодательствах в качестве меры административного или уголовного наказания применяются зачастую «высылка» или «выдворение».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Мы полагаем, что термин «депортация», который применяется в законодательстве некоторых стран для обозначения высылки из страны незаконно находящихся в ней иностранных граждан и лиц без гражданства, может быть поглощен термином «административное выдворение».

    Подводя итог рассмотрения проблемных аспектов применения уголовно-правовых мер, видится, что следующие предложения повысят эффективность применения уголовно-правовых мер в векторе противодействия преступности мигрантов: уровень эффективности осуществления уголовно-правовых мер зависит, прежде всего, от уровня выявления фактов, являющихся основанием применения указанных мер, а также лиц, в отношении которых они применяются. Для значительного контингента мигрантов, особенно правонарушителей, характерна «анонимность» пребывания в новом месте проживания (обусловленная слабостью социальных связей и контактов, отсутствием регистрации, трудовой занятостью в теневой экономике либо вне рамок трудовых коллективов), что затрудняет выявление тех лиц и ситуаций, которые требуют применения уголовно-правовых мер. В связи чем для повышения эффективности применения к мигрантам уголовно-правовых мер необходимо: обеспечить укрепление связей правоохранительных органов с населением с целью привлечения последнего к борьбе с преступностью мигрантов; провести мероприятия по совершенствованию системы учета граждан; активизировать противодействие незаконной миграции и нелегальной трудовой занятости мигрантов.

    Литература

    1. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 2004. – 800 с.
    2. Гришанин П.Ф. Меры уголовно-правового воздействия на преступность и их реализация органами внутренних дел: Лекция. – М., 1996. – 53 с.
    3. Бабаев М.М., Королева М.В. Преступность приезжих в столичном городе. – М., 1990. – 84 с.
    4. Берзин В.А. Криминологическая характеристика и профилактика преступности мигрантов в условиях сверхкрупного города (на материалах города Москвы): дис. канд. юрид. наук. – М., 1999. – 186 с.
    5. Гладких В.И. Проблемы предупреждения органами внутренних дел преступности в сверхкрупном городе: дис. дра юрид. наук. – М., 1997. – 196 с.

    Меры борьбы с компьютерными преступлениями

    Компьютерные преступления чрезвычайно многогранные и сложные явления. Объектами таких преступных посягательств могут быть сами технические средства (компьютеры и периферия) как материальные объекты или программное обеспечение и базы данных, для которых технические средства являются окружением; компьютер может выступать как предмет посягательств или как инструмент.

    Виды компьютерных преступлений чрезвычайно многообразны. Это и несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере, и ввод в программное обеспечение “логических бомб”, которые срабатывают при выполнении определенных условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему, и разработка и распространение компьютерных вирусов, и хищение компьютерной информации. Компьютерное преступление может произойти также из-за небрежности в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов или из-за подделки компьютерной информации.

    В настоящее время все меры противодействия компьютерным преступлениям можно подразделить на технические, организационные и правовые.

    К техническим мерам можно отнести защиту от несанкционированного доступа к компьютерной системе, резервирование важных компьютерных систем, принятие конструкционных мер защиты от хищений и диверсий, обеспечение резервным электропитанием, разработку и реализацию специальных программных и аппаратных комплексов безопасности и многое другое.

    К организационным мерам относятся охрана компьютерных систем, подбор персонала, исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком, наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя, организацию обслуживания вычислительного центра посторонней организацией или лицами, незаинтересованными в сокрытии фактов нарушения работы центра, универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство), возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра, выбор места расположения центра и т.п. В мире и нашей стране техническим и организационным вопросам посвящено большое количество научных исследований и технических изысканий.

    К правовым мерам следует отнести разработку норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления, защиту авторских прав программистов, совершенствование уголовного и гражданского законодательства, а также судопроизводства. К правовым мерам относятся также вопросы общественного контроля за разработчиками компьютерных систем и принятие соответствующих международных. Только в последние годы появились работы по проблемам правовой борьбы с компьютерной преступностью, (в частности, это работы Ю. Батурина, М. Карелиной, В. Вехова) и совсем недавно отечественное законодательство встало на путь борьбы с компьютерной преступностью. И поэтому, представляется весьма важным расширить правовую и законодательную информированность специалистов и должностных лиц, заинтересованных в борьбе с компьютерными преступлениями.

    Читайте так же:  Образец искового заявления к страховой компании по осаго

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9657 —

    | 7599 — или читать все.

    Методы борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации

    46. Виды преступлений в сфере компьютерной информации — 28.11.2005.doc

    1. Компьютерные преступления и их значение………… …………. …..5

    2. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации…………………………………………………… ……………. 9

    3. Виды преступлений в сфере компьютерной информации……………. 12

    4. Методы борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации…………………………………………………… ……………..27

    Библиографический список………………………………………………. 30

    Информационная Эра привела к драматическим изменениям в способе выполнения своих обязанностей для большого числа профессий. Теперь нетехнический специалист среднего уровня может выполнять работу, которую раньше делал высококвалифицированный программист. Служащий имеет в своем распоряжении столько точной и оперативной информации, сколько никогда не имел.

    Актуальность темы определяется тем, что использование компьютеров и автоматизированных технологий приводит к появлению ряда проблем для руководства организацией. Компьютеры, часто объединенные в сети, могут предоставлять доступ к колоссальному количеству самых разнообразных данных. Поэтому люди беспокоятся о безопасности информации и наличии рисков, связанных с автоматизацией и предоставлением гораздо большего доступа к конфиденциальным, персональным или другим критическим данным. Все увеличивается число компьютерных преступлений, что может привести в конечном счете к подрыву экономики. И поэтому должно быть ясно, что информация — это ресурс, который надо защищать. Ответственность за защиту информации лежит на низшем звене руководства. Но также кто-то должен осуществлять общее руководство этой деятельностью, поэтому в организации должно иметься лицо в верхнем звене руководства, отвечающее за поддержание работоспособности информационных систем.

    Для написания курсовой работы, были использованы доступные публикации: Крылов В.В. Информационные компьютерные преступления. М., 1997, Карелина М.М. Преступления в сфере компьютерной информации. М., 1998, Ответственность за компьютерные преступления // Законность. М., 1997, О правовой охране программ для для электронных вычислительных машин и баз данных. М., 1992, Об информации, информатизации и защите информации. М.,1995, Преступления в сфере компьютерной информации Российская юстиция. М., 1997, Уголовное право Российской Федерации М., 1996.

    Источниковую базу исследования составили: Уголовный Кодекс РФ, Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.

    Целью данной работы является: изучить преступления в сфере компьютерной информации.

    Для реализации поставленной цели в работе решены следующие задачи:

    — Раскрыть компьютерные преступления и их значение;

    — Изучить общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации;

    — Рассмотреть виды преступлений в сфере компьютерной информации;

    — Проанализировать методы борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации

    1. Компьютерные преступления и их значение

    Компьютерные преступления чрезвычайно многогранные и сложные явления. Объектами таких преступных посягательств могут быть сами технические средства (компьютеры и периферия) как материальные объекты или программное обеспечение и базы данных, для которых технические средства являются окружением; компьютер может выступать как предмет посягательств или как инструмент.

    Виды компьютерных преступлений чрезвычайно многообразны. Это и несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере, и ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определенных условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему, и разработка и распространение компьютерных вирусов, и хищение компьютерной информации. Компьютерное преступление может произойти также из-за небрежности в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов или из-за подделки компьютерной информации 1 .

    В настоящее время все меры противодействия компьютерным преступлениям можно подразделить на технические, организационные и правовые.

    К техническим мерам можно отнести защиту от несанкционированного доступа к компьютерной системе, резервирование важных компьютерных систем, принятие конструкционных мер защиты от хищений и диверсий, обеспечение резервным электропитанием, разработку и реализацию специальных программных и аппаратных комплексов безопасности и многое другое.

    К организационным мерам относятся охрана компьютерных систем, подбор персонала, исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком, наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя, организацию обслуживания вычислительного центра посторонней организацией или лицами, незаинтересованными в сокрытии фактов нарушения работы центра, универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство), возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра, выбор места расположения центра и т.п. В мире и нашей стране техническим и организационным вопросам посвящено большое количество научных исследований и технических изысканий.

    К правовым мерам следует отнести разработку норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления, защиту авторских прав программистов, совершенствование уголовного и гражданского законодательства, а также судопроизводства. К правовым мерам относятся также вопросы общественного контроля за разработчиками компьютерных систем и принятие соответствующих международных. Только в последние годы появились работы по проблемам правовой борьбы с компьютерной преступностью, (в частности, это работы Ю. Батурина, М. Карелиной, В. Вехова) и совсем недавно отечественное законодательство встало на путь борьбы с компьютерной преступностью. И поэтому, представляется весьма важным расширить правовую и законодательную информированность специалистов и должностных лиц, заинтересованных в борьбе с компьютерными преступлениями.

    До недавнего времени, а именно до 1 января 1997 года, даты вступления в действие нового Уголовного Кодекса Российской Федерации, в России отсутствовала возможность эффективно бороться с компьютерными преступлениями. Несмотря на явную общественную опасность, данные посягательства не были противозаконными, т.е. они не упоминались нашим уголовным законодательством. Хотя, еще до принятия нового УК в России была осознана необходимость правовой борьбы с компьютерной преступностью. Был принят ряд законов, которые внесли правовую определенность в явление компьютеризации нашего общества вообще и проблему компьютерной преступности в частности и вместе с другими правовыми актами сформировали пласт, именуемый «законодательством в сфере информатизации», охватывающий в настоящее время несколько сотен нормативно-правовых актов 2 .

    Читайте так же:  Председатель требует уплаты налогов, которые отчисляются с его зарплаты в пф, законно ли это

    В данных законах определяются основные термины и понятия в области компьютерной информации (например, такие как компьютерная информация, программа для ЭВМ, ЭВМ (компьютер), сеть ЭВМ, база данных), регулируются вопросы ее распространения, охраны авторских прав, имущественные и неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием программного обеспечения и новых информационных технологий. Также осуществлено законодательное раскрытие понятий информационной безопасности и международного информационного обмена.

    Следует также упомянуть Указы Президента РФ, которые касаются, прежде всего, вопросов формирования государственной политики в сфере информатизации, (включая организационные механизмы), создания системы правовой информации и информационно-правового сотрудничества с государствами СНГ, обеспечения информацией органов государственной власти, мер по защите информации (в частности, шифрования).

    Таким образом, до 1 января 1997 года на уровне действующего законодательства России можно было считать в достаточной степени урегулированными вопросы охраны исключительных прав и частично защиту информации (в рамках государственной тайны). Не получили достойного отражения в законодательстве права граждан на доступ к информации и защита информации, т.е. то, что напрямую связано с компьютерными преступлениями.

    Часть указанных пробелов в общественных отношениях в области компьютерной информации была ликвидирована после введения в действие с 1 января 1997 года нового Уголовного Кодекса, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 года.

    Рассмотрим подробнее все три статьи УК РФ, ставя целью обрисовать основные признаки совершения компьютерных преступлений, т.е. предусмотренных уголовным законодательством виновных нарушений охраняемых законом прав и интересов в отношении информационных компьютерных систем.

    2. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.

    В законодательстве России в последние годы появилось много законов и актов, регулирующих вопросы информации и информатизации.

    [3]

    С 1 января 1997 года вводится в действие новый Уголовный Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 24 мая 1996 года. Впервые в российском уголовном законодательстве введено понятие «компьютерные преступления». Такое нововведение не случайно. В мире появились хакеры, т.е. взломщики компьютерных систем и сетей. Еще не утихла шумиха в газетах по поводу преступного деяния одного российского хакера, который воспользовался пробелом в отечественном законодательстве. Компьютерным преступлениям посвящена глава 28 УК РФ, которая называется «Преступления в сфере компьютерной информации» 3 . Преступными считаются такие действия, как неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. При этом неправомерный доступ к компьютерной информации квалифицируется как преступление при следующих условиях:

    — если компьютерная информация охраняется законом, т.е. представлена на машинном носителе, в ЭВМ или их сети;

    — если неправомерный доступ к компьютерной информации повлек уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

    Эти действия наказываются штрафом, либо исправительными работами, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    Те же действия, совершенные с использованием служебного положения, влекут за собой наказание в более крупном размере. Эта норма означает, что посторонние хакеры несут меньшую уголовную ответственность, чем сотрудники фирмы или лица, допущенные к компьютерной информации фирмы на основании договора.

    Следует обратить внимание владельцев компьютерной информации на то обстоятельство, что среди условий квалификации неправомерного доступа к компьютерной информации в качестве преступления в УК РФ приведен исчерпывающий перечень негативных последствий, принимаемых во внимание при квалификации несанкционированного доступа в качестве преступления. Это означает, что несмотря на то, что доступ может быть неправомерным, но если он не повлек за собой перечисленных в вышеупомянутой статье УК РФ последствий, такой доступ к компьютерной информации не может считаться преступлением. Новый УК РФ вводит в оборот новое понятие: «вредоносные программы» 4 .

    Под вредоносными программами для ЭВМ понимаются программы, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, а также приводящие к нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети 5 .

    Уголовному наказанию подлежат действия, связанные не только с созданием вредоносных программ, но и с изменением уже существующих программ во вредоносные (имеется в виду заражение вирусом), а также использование и распространение этих вредоносных программ или их машинных носителей.

    В зависимости от тяжести последствий такие преступления наказываются лишением свободы на срок до трех лет либо до семи лет.

    К разряду преступлений отнесено также нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию компьютерной информации в случае, если причинен существенный вред или, по неосторожности, тяжкие последствия.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    УК не дает разъяснений того, что понимается под существенным вредом или тяжкими последствиями, равно как и не дает разъяснений, чему или кому причинен вред: информации, бизнесу, репутации фирмы или гражданина. Очевидно, ответы на эти вопросы даст лишь судебная практика.

    Источники


    1. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

    2. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.

    3. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
    Виды информационных преступлений, методы борьбы с преступниками и меры ответственности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here