Суть и понятие экологического лицензирования

Сегодня рассмотрим следующий вопрос: "Суть и понятие экологического лицензирования" с комментариями профессионалов. Все вопросы задавайте нашему дежурному юристу.

Виды лицензий (экологическое право)

Из-за сокращения контрольных мероприятий произошли изменения. Для лесопользования, водопользования лицензии больше не применяются. До 2007 существовали различные лесорубочные билеты и т.д. К началу 2008 года лицензирование окончательно исчезло из лесопользования. Такая же ситуация и для водопользования. Законодатель пытается максимально от них отказаться.

Лицензии на комплексное природопользование. Применяется очень редко. Предусматривают использование двух и более ПС. Напр, все нефтяные, газодобывающие компании. Т.к. им не обойтись лицензией на один вид деятельности. Для того, чтобы не выдавать по одной лицензии был придумал институт таких лицензий. Они выдаются в очень сложном порядке (сначала получение лицензии на один вид деятельность, далее проведение государственно-экологической экспертизы). Это очень дорогостоящий процесс. Они не являются обязательными, они рекомендательные.

Лицензии на пользование отдельными видами ПР.

Пользование недрами. В соответствии с законом О недрах, пользование недрами допускается только при наличии лицензии – ст.11 и 12. В эти статьи внесено большое количество изменений. Звучат сложно. Лицензирование обязательно. Предоставление участков недр в пользование происходит вместе с решением о разделе продукции. Т.е. существуют взаимосвязанные с разделение продукции лицензии. Определяются виды деятельности, для которых обязательная лицензия (ст.11,12).

Например, геологическое изучение (не просто научное исследование, а более практическое исследование с экономической точки зрения для возможности ее использования), разведка и добыча полезных ископаемых (одновременно либо взаимосвязано), строительство и эксплуатация подземных сооружений, создание особо охраняемых объектов (редкий вид недрапользования, т.к. такие объекты должны быть обращены к людям), создание палеонтологических и иных коллекций.

Лицензия на пользование объектами животного мира. Закон О животном мире содержит нормы-принципы: при использовании объектов животного мира предусматриваются договоры и лицензии.

ФЗ от 24 июля 2009 г Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Во-первых, в ст.21 говорится, что идет сохранение охотничьего билета – это лицензия на осуществление охоты. Но требования к ней изменились. Она выдается один раз. Лицо сдает экзамен, по результатам которого и получает данный билет. Но этого не достаточно. Охотнику необходимо перед каждым охотничьим сезоном получать специальное разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Это не приравнивается ни к лицензии, ни к договору. Необходимо для контроля количества охотников и объема отстреленных ресурсов. Охотничьи хозяйства проводят подсчет, и говорят о том, какие ресурсы могут быть отстрелены. Как правило, охотничьих сезонов 2, осенний и весенний. Длятся примерно 2 месяца.

Аналогично для рыболовства. Закон О сохранении водных биологических ресурсов: рыболовецкий билет и каждый рыболовный сезон получение специального разрешения.

Лицензии на пользование атмосферным воздухом. Он не относится к праву собственности. Но законодатель установил 2 вида лицензии для контроля и лимита загрязнения.

Забор атмосферного воздуха. Природопользователь использует АВ в своей деятельности. Любая хозяйственная деятельность связана с использованием АВ

Лицензии на выброс загрязняющих веществ в АВ. Всякая деятельность производит выброс загрязняющих веществ.

Лицензирование пользования ПР континентального шельфа. Закон О КШ: все виды деятельности, связные с использованием ресурсов КШ подлежат лицензированию. Это связано с вопросами безопасности. Права прибрежного государства и других государств. Напр, разведка ресурсов континентального шельфа и т.д. Международная конвенция по морскому праву.

Лицензии на размещение отходов и выбросов загрязняющих веществ. Экономически очень дорогие, усложненное получение. Эта деятельность обязательно подлежит лицензированию.

В связи с последними изменениями законодательства О лицензировании возможна экологическая сертификация – лицензии перестали быть необходимыми. И сама ЭС отступает в прошлое.

Экологическое аудирование – ряд вопросов требует лицензирования, другие не требуют. Разобраться где лицензия нужна, а где нет очень сложно. Экологическое страхование – лицензирование обязательно.

Т.о. лицензий в этой сфере очень не много. По сравнению с 90 годами, это примерно 1/3. Окончательного отказа от лицензирования быть не может. Может произойти возврат к элементам лицензирования.

Процесс экологического лицензирования

Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, — с другой.

Процесс лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды включает ряд стадий:

  • 1) представление заявления и других необходимых документов;
  • 2) регистрацию документов органом, уполномоченным на ведение л и цензион ной деятельности;
  • 3) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии;
  • 4) решение уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании.

Наиболее ответственная стадия касается принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В процессе природопользования и осуществления иных видов деятельности, связанных с возможным воздействием на окружающую природную среду, может причиняться экологический вред. Если такая деятельность допускается на лицензионной основе, то совершенно естественно, что на стадии, предшествующей выдаче лицензии, важно получить гарантии компенсации этого вреда.

Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию. Основания для принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок лицензирования соответствующего вида экологически значимой деятельности.

Читайте так же:  Продажа авто через автосалон подводные камни и порядок процедуры

1.2. Лицензирование и лимитирование природопользования

Общий порядок лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 128- ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О лицензировании отдельных видов деятельности»11.

В лицензии указываются: —

вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия; —

срок действия лицензии; —

условия осуществления лицензируемого вида деятельности (правила и нормы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность, перечень мероприятий по обеспечению экологической безопасности, дополнительные условия, отражающие специфические особенности лицензируемого вида деятельности и др.

Наиболее важными данными, которые необходимо предоставить для получения лицензии, являются: —

сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать провести аттестацию специалистов на профессиональную пригодность; —

данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения видов деятельности, информация-о предыдущей деятельности и опыте работы; —

экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией указанных территорий).

До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган: —

проводит экспертизу представленных материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах; —

определяет условия действия лицензии (лицензионные условия); —

организует в случае необходимости проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудита.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами.

[3]

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: —

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; —

отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для, осуществления соответствующего вида деятельности и условиям экологической безопасности.

Как правило, лицензии выдаются на срок не более трех лет. Могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензия должна быть переоформлена.

Лицензионный орган вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях: —

представления лицензиатом соответствующего заявления; —

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии; —

нарушения лицензиатом условий, определенных в лицензии; —

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью рез образования юридического лица; —

ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.

Лицензия и договор на природопользование являются основаниями возникновения права природопользования. Лицензия на природопользование — это документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.

Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр; участком лесного фонда; объектами животного мира; права комплексного природопользования.

Лицензия содержит следующие сведения: данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; план природоохранных мероприятий; особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность; сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений; ответственность за несоблюдение предприятием требований в области охраны окружающей среды и условий природопользования.

Если лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности как для органов власти, так и для природопользователя.

Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров.

Например, законодательство о недрах — лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство — договор пользования водным объектом; земельное законодательство — договор аренды и временного пользования земельным участком. Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.

Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Руководство работой по определению лимитов природопользования осуществляется на соответствующей территории органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

Читайте так же:  Можно ли вернуть автохимию в магазин

К лимитам на природопользование относятся:

а) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;

б) лимиты водопользования — предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;

в) расчетная лесосека — норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях — по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

Видео (кликните для воспроизведения).

г) лимиты использования объектов животного мира — устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

д) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Суть и понятие экологического лицензирования

В зависимости от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному Закону. Экологическое лицензирование — это совокупность выдающих лицензии экологических инстанций, законодательных актов и процессуальных норм. Экологическое лицензирование строится исходя из объекта лицензирования.

Экологическое лицензирование контрольная работа.doc

Так, наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, добычу полезных ископаемых, пользование лесным фондом, отстрел животных и т. д.) применяются разрешения (на выброс в атмосферу и сброс в поверхностные водоемы загрязняющих веществ, на размещение отходов на территории и др.), лесорубочный билет (ордер), лесной билет и др.[. ] Виды деятельности, требующие лицензии для их осуществления, определяются действующим законодательством. Физическим и юридическим лицам экологическая деятельность разрешена лишь в определённых сферах, перечень которых строго нормирован на законодательном уровне. Все виды разрешённых работ можно условно поделить на две группы: с использованием и без использования природных ресурсов.

Лицензионные требования и условия — это совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» относятся к объектам обязательной государственной экологической экспертизы (ст. 11, 12). Хотя Закон безоговорочно относит данный вид деятельности к объектам обязательной государственной экологической экспертизы, на практике в ряде ситуаций в такой экспертизе нет необходимости. Например, к объектам экспертизы не относятся заявления и другие материалы, касающиеся разрешений на выброс загрязняющих веществ.

Также такая разрешительная документация получается в случае, если предпринимателю необходимо использовать для своей деятельности природные ресурсы.

В соответствии с Лесным кодексом РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (ст. 71).
Лицензия (от лат. licentia — свобода, право) в общем виде определяется Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» [74] как официальный документ компетентного государственного органа, содержащий специальное Разрешение (право) на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Понятием «лицензирование» в том же законе обозначены мероприятия, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензий, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий (ст. 2).

[1]

Лицензируемые виды экологически значимой деятельности

Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» установлена особенность лицензирования на уровне субъектов РФ. Деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

Понятие «государственная система лицензирования», определяемое как единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, введено в РФ природоохранным законом «О недрах» [25]. В нем лицензия определена как документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование (недрами) в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им оговоренных требований и условий (ст. 2).

Например, геологическое изучение (не просто научное исследование, а более практическое исследование с экономической точки зрения для возможности ее использования), разведка и добыча полезных ископаемых (одновременно либо взаимосвязано), строительство и эксплуатация подземных сооружений, создание особо охраняемых объектов (редкий вид недрапользования, т.к. такие объекты должны быть обращены к людям), создание палеонтологических и иных коллекций.
Одна из главных особенностей экологического права заключается в том, что регулируются правоотношения в сфере охраны природных ресурсов не одним кодексом, а множеством различных нормативно-правовых актов.

Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, т.е. должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются: а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности. Положение о порядке лицензирования экологической деятельности в г.
Если производится деятельность, связанная с природным ресурсом, требуется лицензирование видов деятельности по обращению с данным ресурсом.
Лицензионные органы могут приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях, предусмотренных нормативным актом.
Все материалы на сайте представлены исключительно для ознакомления. Все права на книги остаются за авторами. Если вы являетесь автором той или иной книги и не хотите видеть её на сайте, то напишите нам и мы в кротчайшие строки удалим её.

Читайте так же:  Жалобы на дороги и куда с ними идти

По видам деятельности различают использование ресурса для личных нужд, для целей бизнеса — на этапе строительства, эксплуатации или вывода из эксплуатации. Обосновывающая документация для приостановления действия или аннулирования лицензии готовится подразделением по лицензированию. Официальным документом, удостоверяющим приостановление действия или аннулирование лицензии, является Решение лицензионного органа об аннулировании (приостановлении) действия лицензии, в котором приводится мотивированное обоснование принятого решения и указывается дата вступления его в силу.

Из-за сокращения контрольных мероприятий произошли изменения. Для лесопользования, водопользования лицензии больше не применяются. До 2007 существовали различные лесорубочные билеты и т.д. К началу 2008 года лицензирование окончательно исчезло из лесопользования. Такая же ситуация и для водопользования. Законодатель пытается максимально от них отказаться.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.

Пользование недрами. В соответствии с законом О недрах, пользование недрами допускается только при наличии лицензии – ст.11 и 12. В эти статьи внесено большое количество изменений. Звучат сложно. Лицензирование обязательно. Предоставление участков недр в пользование происходит вместе с решением о разделе продукции. Т.е. существуют взаимосвязанные с разделение продукции лицензии. Определяются виды деятельности, для которых обязательная лицензия (ст.11,12).

Понятие «экологическая лицензия» пока в правовых актах не закреплено, хотя в литературе, например, по экологическому праву употребляется. Как правило, под термином экологическая лицензия понимается лицензия в области охраны окружающей природной среды или использования природных ресурсов.

Лицензирование различных сфер деятельности имеет место, когда выдаются разрешения на пользование недрами, подземными-надземными водами, земельных массивов, атмосферного воздуха.

Это гарантированная законом для всех граждан возможность. Такое природопользование не требует специального разрешения. Специальное природопользование производится на основе полученных разрешений от компетентных органов государства. Так использование земельного участка для жилищного или иного строительства уже требует оформления документов на земельный участок, на сооружение здания или других построек. В Российской Федерации существует один из эффективных способов, обеспечивающих охрану окружающей среды – экологическое лицензирование.

При оказании предприятием негативного воздействия на окружающую среду также требуется лицензия. Пример: лицензия на отходы.
В нее включается деятельность по специальному природопользованию, к примеру, пользованию недрами, животным миром, а также иные виды, в том числе: — сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов; — выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; — выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления; — оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации; — в области использования источников ионизирующего излучения. Ко второй группе относится деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды.

Именно на их основании контролирующий орган принимает решение о том, имеет ли заявитель право получить лицензию или нет. Кроме того, отдельные процессуальные нюансы получения разрешительной документации предусмотрены Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Некоторые особенности юридического оформления права пользования недрами предусмотрены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Таким образом, в самом первом приближении под экологической лицензией может подразумеваться разрешение на природопользование; на выбросы, сбросы, размещение вредных веществ (в т.ч. отходов) с указанием способов охраны и рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности человека и окружающей его природной среды. Процесс подготовки документов, экологическая экспертиза соответствующих материалов и процедура выдачи разрешения, а также надзор за выполнением условий его реализации и есть по сути экологическое лицензирование. В процессе природопользования и осуществления иных видов деятельности, связанных с возможным воздействием на окружающую природную среду, может причиняться экологический вред. Если такая деятельность допускается на лицензионной основе, то совершенно естественно, что на стадии, предшествующей выдаче лицензии, важно получить гарантии компенсации этого вреда. Гарантии в любой форме должны быть предоставлены предприятием или гражданином, претендующими на получение лицензии, государственным органам, уполномоченным выдавать лицензии.

Экологическое лицензирование и его особенности

Процесс экологического лицензирования

Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды. Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, — с другой. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ,2005-С. 92

Процесс лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды включает ряд стадий: а) представление заявления и других необходимых документов; б) регистрацию документов органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности; в) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии; г) решение уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании.

Читайте так же:  Как выглядит договор переуступки прав аренды земельного участка

Начинается процесс экологического лицензирования с представления заинтересованным предприятием или лицом заявления и других необходимых документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. В законодательстве определяются достаточно строгие требования к содержанию заявления и перечню документов. Так, в заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны:

для юридических лиц — наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка;

для физических лиц — фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

срок действия лицензии.

[2]

Наряду с заявлением представляются:

  • а) копии учредительных документов, и если они не заверены нотариусом — с предъявлением оригиналов;
  • б) копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;
  • в) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
  • г) справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ,2005-С. 108

В зависимости от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Так, в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды требуется представить:

  • д) сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать проведения аттестации специалистов на профессиональнyю пригодность;
  • е) данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения заявляемых видов деятельности, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы;
  • ж) экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией и санацией указанных территорий).

Следующей стадией процесса лицензирования является регистрация документов, представленных для получения лицензии. Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению.

Наиболее ответственная стадия касается принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» относятся к объектам обязательной государственной экологической экспертизы (ст. 11, 12). Комментарий к Федеральному закону “Об экологической экспертизе” / Отв. ред. М.М. Бринчук. М.: БЕК, 2005. — С.27Хотя Закон безоговорочно относит данный вид деятельности к объектам обязательной государственной экологической экспертизы, на практике в ряде ситуаций в такой экспертизе нет необходимости. Например, к объектам экспертизы не относятся заявления и другие материалы, касающиеся разрешений на выброс загрязняющих веществ. Принятие здесь соответствующего решения может не требовать государственной экспертизы.

В отношении же материалов обоснования лицензии, которые становятся объектом экспертизы, в зависимости от их сложности и объема, срок для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть продлен до 90 дней руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности.

Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, т.е. должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются: а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности. Положение о порядке лицензирования экологической деятельности в г. Москве одним из оснований для отказа в выдаче лицензии признает несоответствие квалификационного состава специалистов и материально-технической базы (для юридических лиц) или базового образования, квалификации, стажа и характера выполняемой работы (для физических лиц) заявленному виду экологической деятельности.

В процессе природопользования и осуществления иных видов деятельности, связанных с возможным воздействием на окружающую природную среду, может причиняться экологический вред. Если такая деятельность допускается на лицензионной основе, то совершенно естественно, что на стадии, предшествующей выдаче лицензии, важно получить гарантии компенсации этого вреда. Гарантии в любой форме должны быть предоставлены предприятием или гражданином, претендующими на получение лицензии, государственным органам, уполномоченным выдавать лицензии. В законодательстве такие требования пока не сформулированы, но их общественная значимость очевидна. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. М.: Дело 2005. — С. 235

Важным для принятия решения о выдаче лицензии на природопользование и охрану окружающей среды является вопрос о ее содержании. Он решен в законодательстве с учетом видов лицензий. Требования к содержанию лицензии определяются в постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В лицензии указываются:

  • а) наименование органа, выдавшего лицензию;
  • б) для юридических лиц — наименование и юридический адрес предприятия, организации, учреждения, получающего лицензию;

для физических лиц — фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);

  • в) вид деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, на осуществление которой выдается лицензия;
  • г) срок действия лицензии;
  • д) условия осуществления данного вида деятельности;
  • е) регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

С учетом места и значения лицензирования в механизме природопользования и охраны окружающей среды и в целях наиболее полной реализации их регулятивного потенциала лицензии в данной сфере должны содержать более развернутые условия той или иной деятельности. Они должны касаться:

  • а) конкретных перечней и объемов используемых природных ресурсов и (или) допустимых объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и иных воздействий на нее;
  • б) экологических требований, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;
  • в) нормативов (ставок), размеров, сроков и порядка платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
  • г) порядка охраны сопутствующих видов природных ресурсов;
  • д) особых требований к применяемым технологиям и др. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ 2005.- С. 107 .
Читайте так же:  Как правильно составить ответ на претензию

Требования к содержанию лицензий должны быть сформулированы в головном акте отрасли экологического права — в Законе «Об охране окружающей природной среды», в котором их пока нет. Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. М.: Изд-во МГУ,2005.- С.82.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но он не может быть менее трех лет. Однако по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, она может быть выдана и на срок менее трех лет.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Продолжительность действия лицензии — один из важных факторов обеспечения принципа устойчивости права природопользования. Длительный срок действия лицензии создает природопользователю, обладателю лицензии, необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Так как лицензирование в рассматриваемой сфере является одной из основных правовых мер обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при определении содержания лицензии необходимо обеспечить соблюдение в процессе природопользования и других соответствующих видов деятельности всех требований, предусмотренных действующим экологическим законодательством.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Размеры платы за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии определяются исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.

Плата за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

Соответственно лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату.

Хотя одним из обязательных элементов содержания лицензии является ее регистрационный номер, вопрос о регистрации в нормативных актах решен недостаточно последовательно. Регистрация как элемент процесса лицензирования важен с той точки зрения, что результатом регистрации является банк данных о том, какие виды экологически значимой деятельности осуществляются на лицензионной основе и кто обладает такими лицензиями.

Нельзя при этом недооценивать и то, что в процессе лицензирования собирается информация о масштабах и видах вредного воздействия на окружающую среду и мерах по ее охране.

В утвержденном постановлением Правительства РФ Положении о порядке ведения лицензионной деятельности указывается, что лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия — заместителем руководителя) органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, и заверяется печатью этого органа.

Ясно, что регистрация лицензии производится соответствующим органом после ее подписания и перед выдачей предприятию или лицу-заявителю.

Деятельность на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории иных субъектов РФ может осуществляться после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности.

О проведенной регистрации в лицензии делается отметка о занесении в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий. Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса РФ. М.: Спарк, 2005. -С.83

Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию.

Основания для принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок лицензирования соответствующего вида экологически значимой деятельности. Общие основания такого рода определены в постановлении Правительства РФ « О лицензировании отдельных видов деятельности». Они касаются:

представления владельцем лицензии соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности предприятия, организации и учреждения, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законами РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. М.: Изд-во МГУ,2005 -С.94

Источники


  1. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  2. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.

  3. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
Суть и понятие экологического лицензирования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here