Самовольное занятие земельного участка

Сегодня рассмотрим следующий вопрос: "Самовольное занятие земельного участка" с комментариями профессионалов. Все вопросы задавайте нашему дежурному юристу.

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 7.1 (так же как и в других нормах гл. 7 КоАП), являются отношения собственности, в т.ч. и на земельный участок.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный:

[2]

1) самовольно занимает чужой земельный участок. Иначе говоря, он не имеет свидетельства о праве собственности, договора аренды, иных документов, предусмотренных в ст. 9-20 Закона о недвижимости, ст. 26 ЗК, ст. 14 Лесного кодекса и, тем не менее, занимает участок (т.е. огораживает его, ставит на нем свое имущество, монтирует передвижной модуль, металлический гараж, тент, теплицу и т.п.);

2) использует земельный участок без оформления (в порядке, предусмотренном Законом о недвижимости, ст. 30, 32-34 ЗК) правоустанавливающих документов (проект границ земельного участка, технические условия подключения коммуникаций, кадастровые данные земельного участка, свидетельство о праве собственности, договор аренды, акт о передаче в пожизненное наследуемое владение и т.п.);

3) использует земельный участок без оформления документов, разрешающих хозяйственную деятельность (например, извлечение недр, застройка земельного участка).

Данное правонарушение совершается только в форме действия (в форме бездействия оно совершено быть не может). Оконченным оно считается с момента совершения любого из названных выше действий.

3. Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

4. Субъективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный действует с прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Данное правонарушение следует отличать от ряда специальных составов, также посвященных нарушению прав на земельные участки и предусмотренных:

1) ст. 7.2 (об уничтожении межевых и иных специальных знаков);

2) ст. 7.3 (о нарушении правил пользования недрами);

3) ст. 7.8 (о самовольном занятии земельного участка прибрежной защитной полосы);

4) ст. 7.9 (о самовольном занятии земельного участка лесного фонда);

5) ст. 7.10 (о самовольной переуступке прав на землю) и др.

См. коммент. к этим нормам КоАП.

6. Статья 7.1 предусматривает лишь один вид административной ответственности — штраф, он назначается государственным инспектором по использованию и охране земель (см. коммент. к ст. 3.5, 23.21).

Назначение административного штрафа не освобождает лицо от необходимости освобождения самовольно захваченного земельного участка (см. коммент. к ст. 4.1).

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Комментарий к Ст. 7.1 КоАП РФ

1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.

Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.

В комментируемой статье 7.1 КоАП РФ рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.

Целью введения комментируемой статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.

2. Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.

Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.

Объектом рассматриваемого правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.

В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения можно обозначить земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.

Читайте так же:  Что такое законный режим имущества супругов по семейному кодексу

В качестве таких действий могут рассматриваться два вида действий:

— самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;

— использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.

По объективной стороне можно провести разграничение двух самостоятельных составов, отличающихся по признакам противоправности деяния:

— занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком. В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, правоустанавливающими документами на земельный участок являются:

копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

кадастровый план земельного участка;

иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы;

— занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление (например, ведение строительства многоквартирного дома на земельном участке без специального разрешения на осуществление строительной деятельности и без отнесения занимаемого строительством земельного участка к необходимой категории земель).

3. Совершение рассматриваемых составов административных правонарушений возможно только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наложение административной ответственности. Таким образом, субъективная сторона правонарушения устанавливается только в форме умысла.

В санкции комментируемой статьи КоАП РФ предусмотрен общий субъект рассматриваемого состава административного правонарушения.

Так, к административной ответственности могут быть привлечены:

— физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

— должностные лица — лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ);

— юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении выделенное имущество, отвечающие данным имуществом по своим обязательствам и действующие от своего имени в гражданско-правовых и иных правоотношениях.

Санкция рассматриваемой статьи 7.1 КоАП РФ предусматривает единственно возможный вид наказания — административный штраф, размер которого установлен отдельно для каждой категории субъектов рассматриваемого состава административного правонарушения.

4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Вместе с тем, если указанным правонарушением нарушены права на участки земель лесного фонда и земель, не входящих в состав лесного фонда, рассмотрение административных дел может осуществляться только должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

Статья 7.1. КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка

Ст 7.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Комментарий к статье 7.1. КоАП РФ:

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

Читайте так же:  Как обратиться в палату по патентным спорам

5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

7. Субъективная сторона — умышленная вина.

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ статья 7.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

См. комментарии к статье 7.1 КоАП РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Самовольное занятие земельного участка – что это такое?

Самовольное использование земельного участка имеет ряд последствий для граждан, которые не имеют на данный участок соответствующих документов. Стоит отметить, что на сегодняшний день очень часто в судах встречается практика по отчуждению незаконного использования земли гражданами Российской Федерации. Рассмотрим основные моменты, связанные с самозахватом земли, что об этом говорится в законах РФ, какая ответственность за данные деяния и что делать, если земельный участок земли используется правонарушителем.

Основы землепользования

Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации существуют некие нормы и постулаты по использованию земельных участков:

  • стоит учитывать значимость земельного участка при его использовании;
  • одной из основополагающих норм является приоритетность защиты её от негативного воздействия со стороны окружающей среды и, в частности, человека;
  • земельный участок обязательно должен не нести вреда для здоровья человека, а также любая деятельность на нём;
  • земельные участки должны использоваться на платной основе;
  • обязательно должно быть равенство законов и интересов граждан, которые претендуют на землю;
  • делится земля согласно её целевому предназначению, которое прописано в законодательстве.

В чём суть самозахвата

Гражданин Российской Федерации имеет законное право на использование участка земли только после оформления его в частную собственность или если имеет право использовать землю на безвозмездной основе. Данные права должны быть зафиксированы в государственной регистрации. У гражданина должно быть свидетельство об использовании участка земли – это гарантия его прав.

Обязательно должны быть определены границы территории, которые в ходе проведения регистрации прав гражданин закажет в кадастровой палате. Любые действия на земельных участках считаются незаконными и несут административную ответственность, если гражданин использует её вне закона.

Нарушителями могут быть как обычные граждане, так и правоохранительные органы или должностные лица.

Любая эксплуатация должна быть подтверждена разрешением. В противном случае это будет считаться незаконным захватом территории.

Согласно статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 7 Кодекса об административных правонарушениях против нарушителей права предусмотрены санкции.

В обязательном порядке гражданин, который использует незаконно землю должен будет её вернуть законному владельцу и компенсировать вред, который нанёс в ходе её использовании.

Как осуществляется незаконное завладение землёй

На сегодняшний день присвоение территории осуществляется различными способами. Незаконно используют как земли приватной собственности, так и государственной.

Очень часто встречаются случаи, когда соседи незаконно осуществляют постройку объектов на землях общего пользования.

Существуют два понятия захвата земли:

  • самовольное присвоение земельного участка;
  • самозахват земли общего пользования.

Первый случай встречается реже, чем второй, поскольку такие случаи очень быстро и легко решаются в суде.

Читайте так же:  Как оформить дарственную на дачу между близкими родственниками

Возврат незаконно занятых земельных участков

Если же гражданин незаконно овладел частью чужой территории, то законному владельцу необходимо действовать согласно установленного порядка. Прежде всего нужно понимать специфику действий и последовательность.

Порядок будет следующим:

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7( 812) 317-67-20 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

  1. Законному владельцу нужно уведомить гражданина, который захватил его земельный надел о его праве собственности на участок.
  2. Выяснить причину его действия, на каких основаниях он ею пользуется.
  3. В случае если захватчик нарушил права добровольно и умышленно, законному владельцу необходимо будет собрать пакет документов для подачи иска в суд. А также нарушителя стоит уведомить о законных правах и дальнейших действиях.
  4. Если же стороны на добровольной основе придут к соглашению, то судебное разбирательство начинать не стоит.
  5. В случае если нарушитель не желает идти на контакт, владелец земли может подать заявление о нарушении его прав на земельный участок с соответствующим пакетом документов в местную администрацию для начала расследования по данному делу.

Законодательная база касательно прав на земельные участки в РФ

Статья 35 Конституции Российской Федерации является основополагающим законом, в ней прописано, что собой являет самозахват земельного участка.

А также статьи 60 и 76 Земельного кодекса Российской Федерации несут в себе критерии действий по возобновлению прав на землю и порядок действий в случае захвата земельного надела. В Статье 7 КоАП РФ прописывается ответственность за правонарушение.

Можно ли оформить документы на самозахват земельного участка

Нередко граждане интересуются, есть ли возможность оформить самозахват земли в России. Стоит отметить, что даже само выражение обозначает, что действие не имеет законности и за него предусмотрено наказание. Не советуем таким образом обходить закон.

Меры наказания

Согласно статье 7 Кодекса об административных правонарушениях наказание за незаконное использование земельного участка присутствует. А также стоит отметить, что данное правонарушение может попасть и под уголовную ответственность, если заявителю удастся доказать незаконное присвоение и использование земельного участка.

Штрафы зависят от степени нарушения:

  • есть ли кадастровый номер и межевание территории данного участка земли;
  • какая оценочная стоимость согласно средней цене на рынке земли.

В случае если судом постановлено незаконное использование земельного участка исходя из надела будет определяться размер штрафных санкций:

  • для юридических лиц штраф будет в размере 2-3% от стоимости земли;
  • для должностных лиц – 1,5-2% от стоимости земельного надела;
  • для физических лиц – 1-1,5%.

Если же ранее не была проведена оценочная стоимость земельного участка, который использовался правонарушителем, то штраф имеет фиксированную сумму:

  • для физических лиц – до 10 000 рублей;
  • для юридических лиц – 200 000 – 300 000 рублей;
  • для должностных лиц – 40 000 – 50 000 рублей.

Как доказать незаконное самовольное присвоение части надела соседом

Доказать незаконное присвоение земли можно опираясь на признаки правонарушения:

  1. Отсутствие документов на землю. У законного владельца или пользователя земельным участком должны быть права: договор аренды, договор купли-продажи земли, документ, который подтверждает наследие, акт органов государственных властей или решение суда об использовании данного участка земли.
  2. Незаконное использование участком земли. Гражданин может использовать землю не в целевом назначении: нелегальное складирование, нелегальные постройки, использование сельскохозяйственных земель не по назначению.

Нарушения обязательно должны иметь документальное подтверждение, иначе суд не будет рассматривать это как серьезный аргумент.

Что такое самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка – это нелегальное завладение территорией чужого надела или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа. В этой статье можно узнать, какие последствия повлечет самовольное занятие чужого надела, и какие способы защиты прав предусматривают законодательные акты.

Что это такое

Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:

  • выделение земельных участков во временное арендное пользование;
  • приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
  • получение земли по наследству;
  • выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
  • иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.

В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.

Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:

  1. противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
  2. вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
  3. размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
  4. эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
  5. использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.

Законными владельцами земли (гражданами, предприятиям, публичными образованиями), при установлении самозахвата земли могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения. Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав.

Способы защиты от самозахвата земли

Правообладатель земли обладает исключительными полномочиями по защите и восстановлению своих нарушенных прав, в том числе от самовольного занятия участка. Среди вариантов защиты, которые предусматривают законодательные акты, можно выделить:
  • самозащита нарушенных прав (например, перенос незаконных ограждений временного характера за пределы межевой черты);
  • направление нарушителю письменного требования о прекращении противоправных действий;
  • обращение с претензией в адрес службы Госземнадзора для проверки легальности занятия земельного участка и привлечения к административной ответственности;
  • направление искового заявления в суд о привлечении нарушителя к гражданской ответственности.
Читайте так же:  Как выглядит образец договора купли-продажи квартиры рассрочкой платежа

Указанные действия может осуществлять любой правообладатель земли – граждане, юрлица, публичные образования. Для предъявления претензий необходимо иметь надлежащие правоустанавливающие документы.

Нужно учитывать, что все несформированные земельные наделы принадлежат государству, которое делегировало свои полномочия муниципальным образованиям. По этой причине на территории РФ нет бесхозных земель. Даже если на участок официально не оформлено право собственности, самовольное занятие земли будет являться нарушение государственных или муниципальных интересов.

[1]

Как можно убедиться в нарушении интересов правообладателя? Для этого нужно располагать достоверными данными о границах надела, которые с 2013 года оформляются в виде межевого плана. Механизм кадастрового учета позволяет получить достоверные данные о границах любого участка, сформированного из муниципального или государственного фонда. Если владелец участка получал земли еще до вступления в действие ЗК РФ, для подтверждения границ ему придется оформить межевой план через профессионального кадастрового специалиста – инженера.

Ключевой особенностью межевого плана является не только определение границ конкретного земельного надела, но и согласование их с владельцами соседних территорий. Именно в процессе проведения кадастровых и межевых работ может выявляться факт захвата части чужого земельного надела.

Самовольное занятие земли подразумевает отсутствие устного или письменного согласия законного владельца на такие действия. Если между правообладателями соседних наделов сложился устоявшийся порядок пользования землей, ответственность за самозахват может не наступать даже при обращении в суд. Например, если на протяжении 20 лет сосед, с устного согласия владельца участка, использовал часть чужой земли под огород, он будет обязан освободить территорию после получения такого требования, однако избежит иных мер ответственности.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:

  • предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
  • направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
  • предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.

Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю. Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности. После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.

Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).

Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.

Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов. Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.

Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

  • для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
  • для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
  • для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).

Если показатель кадастровой стоимости земли не определен, суд взыщет штраф в денежной форме. Для граждан сумма санкции составит от 5000 до 10 000 рублей; для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей; для юрлиц и предпринимателей – от 100 000 до 200 000 рублей. Если самовольно захвачена только часть земельного надела, определение суммы штрафа будет происходить в пропорциональном отношении захваченной площади к кадастровой стоимости земли.

Разбирательство административных дел происходит на основании процессуальных документов, оформленных земельными инспекторами Госземнадзора. Основаниями для составления протоколов являются собственные плановые и внеочередные проверки, либо заявления заинтересованных лиц.

Взыскание административных санкций не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой надел, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить взысканные санкции, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами ФССП.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка в РФ

Недавно выяснилось, что мой сосед по дачному участку самовольно занял прилежащую к его и моему участку территорию. Ранее, когда я узнавала про возможность ее выкупа, мне сообщили, что данная земля является муниципальной.

Мне сообщили ее минимальную стоимость, с которой начнутся торги, если я захочу ее купить. Я посчитала эту цену завышенной, поэтому отказалась от данной затеи. Но мой сосед в этом году решил присвоить эту землю себе и отгородил забором. Как оказалось, он не выкупал данный участок, а решил самовольно его присвоить себе. В связи с этим, я решила уточнить, какая ответственность может последовать для него в случае выявления данного нарушения. И сейчас я подробно вам об этом расскажу.

[3]

Российским законодательством предусмотрено понятие такого административного нарушения, как самовольное присваивание земли. Практика показывает, что оно случается наиболее часто, хотя за него предусмотрено наказание в виде штрафных санкций. Суть такого нарушения заключается в том, что гражданин или юридическое лицо занимает и использует землю в своих нуждах, не имея на это разрешающих документов и прав собственности на данную территорию.

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в чебоксарах

Но иногда случается и так, что даже при наличии необходимых бумаг, владение землей может оказаться самовольным.

К основным признакам относят:

Любая ответственность за данное нарушение назначается только в судебном порядке. Поэтому для привлечения нарушителя к ответственности надо подавать заявление в суд.

Законодательство

Главным нормативно-правовым актом является КоАП. В нем содержится статья 7.1, которая главным образом определяет факт самовольного использования территорий и назначает ответственность в виде штрафа.

В этой же статье есть ссылки и на другие пункты, которые напрямую относятся к назначению штрафных санкций:

  • Ст. 3.5 определяет размеры санкций, в пределах которых судья назначает штраф;
  • Ст.23.21 указывает государственные органы, имеющие полномочия для рассмотрения данных дел, а именно с незаконным занятием земель;
  • Ст.28.3 определяет непосредственно должностных лиц, кто может составлять протоколы, свидетельствующие о зафиксированном нарушении.

Подобные вопросы, связанные с землей, всегда связаны с большим количеством аспектов, так как тут рассматривается не только природа договорных отношений, в связи с которыми появляются права на землю. Но тут учитывается и само использование земли, которое должно обязательно соответствовать установленному законодательству и назначенному целевому использованию.

Более подробно вы можете узнать об этом из представленного видео.

Ответственность

Законом определена единственная мера наказания за данное правонарушение, которая установлена в виде штрафа. Размер наказания напрямую зависит от юридического статуса нарушителя. Но также здесь могут учитываться и индивидуальные особенности территории, а также ее стоимость по кадастру.

Если стоимость в кадастре незначительная, размеры взысканий варьируются в пределах:

  • 100-200 тысяч рублей для компаний;
  • 20-50 тысяч рублей для руководителей и других должностных лиц;
  • 5-10 тысяч рублей для обычных людей.

Но если стоимость территории достаточно высока по кадастру или имеет определенные важные особенности для субъекта или государства в целом, размер взысканий может быть указан в процентах от данной стоимости:

  • 1-1,5 % для простых людей;
  • 1,5-2 % для руководителей;
  • 2-3 % для организаций и иных форм юридических лиц.

Но помимо данных санкций законодательством предусмотрены и другие виды штрафов. Они определяются из самого нарушения, которое было совершено. В этом случае оценивается причиненный ущерб для пострадавшего.

Если нарушитель своевременно не выплатит назначенный судом штраф, дополнительно к нему будут применены пени и штрафы.

Возвращение земли

Помимо штрафа суд выносит решение и о возвращении земли ее непосредственному собственнику. Если вы, как собственник, столкнулись с проблемой захвата части вашей территории или полного ее присвоения, необходимо действовать в следующем порядке:

Кроме восстановления нарушенных прав заявитель может требовать компенсации убытков и причиненного ущерба. Помните, что при подаче в суд важно иметь документы, подтверждающие границы вашего участка.

Уголовная ответственность

Данное нарушение считается административным. Но в некоторых случаях нарушитель может понести и уголовное наказание. К таким случаям относятся:

  1. Мошенничество, когда при оформлении документов были совершены незаконные махинации. Если данные деяния предусмотрены уголовным законодательством, такие действия будут считаться преступлением.
  2. Незаконная предпринимательская деятельность. Если на участке осуществлялась запрещенная деятельность компанией, нарушитель может получить до 5 лет тюремного заключения.

Здесь перечислены не все случаи, когда может наступить уголовное наказание. Важно помнить, что любые противозаконные действия, не связанные с легитимным оформлением прав на землю, в любом случае считаются нарушение законодательства. И в случае выявления их могут рассматриваться не только административным нарушением, но и уголовным.

Заключение

Таким образом, минимальная ответственность за незаконное присвоение земли и ее использование, предусмотрена в виде штрафа. Но в случае нарушений, предусмотренных Уголовным кодексом, ответственность будет намного строже. Поэтому стоит помнить, что:

  1. Вы обязательно должны иметь документы на свой земельный участок. В случае утери или несвоевременного оформления правоустанавливающих бумаг вы в любой момент можете утерять права на свою землю.
  2. Если у вас временное право пользования, обязательно следите, чтобы документы были продлены и срок их действия не истекал.
  3. Соблюдайте вид использования земель. Так как в случае нарушения и использования территории не по ее назначению, она также будет признана захваченной самовольно.
  4. Не ведите незаконную деятельность на земле, если вы предприниматель или организация. Так как в этом случае вы можете получить наказание не только за данную деятельность, но и можете лишиться своей земли.
  5. В случае нарушения ваших прав на территорию третьими лицами, действуйте по инструкции. Обязательно напишите им претензию, обратитесь в государственные органы и только после этого обратитесь в суд.
Видео (кликните для воспроизведения).

В современном мире крайне важно иметь правоустанавливающие документы на все, и в том числе на землю. Но помимо этого важно помнить, что каждая земля имеет свое целевое назначение, которое должен соблюдать каждый собственник.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.

  2. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.

  3. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
  4. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
Самовольное занятие земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here