Ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики

Сегодня рассмотрим следующий вопрос: "Ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики" с комментариями профессионалов. Все вопросы задавайте нашему дежурному юристу.

Раздел IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Глава 24. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 215. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики

1. Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 215.1. Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения

1. Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 215.1 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественная безопасность в сфере нормального функционирования источников жизнеобеспечения потребителей (электрической, тепловой энергии, газа, воды). Дополнительный объект — здоровье человека, отношения собственности (ч. 1) либо жизнь человека (ч. 2). Факультативный объект — иные последствия, в частности приостановление или прекращение работы предприятия, учреждения, организации, неполучение прибыли и т.д.

2. Объективная сторона преступления выражается в следующих альтернативных действиях: 1) незаконных прекращении или ограничении подачи потребителям электроэнергии; 2) незаконном отключении потребителей от других источников жизнеобеспечения. Обязательным признаком является наступление указанных в законе последствий.

Под прекращением подачи электроэнергии понимается полное отключение потребителя от электрических сетей, независимо от того, временно или постоянно это сделано.

Под ограничением подачи понимается как уменьшение объема подачи электрической энергии, уменьшение уровня, так и ее поставка с ограничением во времени.

Под незаконным отключением потребителей от других источников жизнеобеспечения понимается прекращение водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и т.д.

3. Диспозиция статьи бланкетная. При решении вопроса о незаконности прекращения или ограничения подачи электрической энергии либо отключении от других источников жизнеобеспечения необходимо руководствоваться соответствующими законами и нормативными правовыми актами.

СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 3008.

Аналогичный порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии и газа установлен Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (в ред. от 08.08.2012) , а порядок прекращения или ограничения отпуска питьевой воды определен Постановлением Правительства от 12.02.1999 N 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 262; N 29. Ст. 3573; 2006. N 37. Ст. 3876; 2012. N 34. Ст. 4734.

СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1028; 2003. N 33. Ст. 3269; 2006. N 8. Ст. 920; N 23. Ст. 2501; 2012. N 27. Ст. 3745.

4. Состав преступления материальный и считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из последствий, указанных в законе. Крупным ущербом согласно примеч. к ст. 216 УК считается сумма свыше 500 тыс. руб. О понятии тяжкого вреда здоровью см. коммент. к ст. 111. Понятие «иные тяжкие последствия» является оценочным, должно быть того же порядка, например остановка объектов, в отношении которых отключение энергии запрещено, их дезорганизация, радиоактивное или иное заражение местности, создающее угрозу здоровью граждан, окружающей природной среде, и т.п.

5. Часть 2 комментируемой статьи к квалифицирующему признаку относит то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

7. Субъект преступления специальный, им может быть должностное лицо (п. 1 примеч. к ст. 285 УК) или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 1 примеч. к ст. 201 УК), принявшее в пределах своей компетенции решение о прекращении или ограничении подачи электрической энергии либо отключении от других источников жизнеобеспечения.

Статья 215. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики

1. Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте так же:  Льготы при оформлении наследства

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 215 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественная безопасность на объектах атомной энергетики. Дополнительный объект преступления факультативный — здоровье или жизнь человека либо экологическая безопасность окружающей среды (ч. ч. 2 и 3).

3. Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии), нарушающих правила безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, в результате чего возникла реальная опасность наступления смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды. Если создана угроза здоровью человека или причинения имущественного вреда, то состав данного преступления отсутствует.

Под размещением объекта понимается его фактическое расположение на определенной местности, территории.

Под проектированием понимается начальная стадия строительства создаваемого объекта или реконструкции либо капитального ремонта ранее построенного объекта, которая включает в себя подготовку соответствующих технических документов, проведение экономических расчетов, экспертиз, согласование между различными ведомствами и другие действия, обосновывающие необходимость этого.

Под строительством понимается фактическое возведение объекта или реконструкция либо капитальный ремонт ранее возведенного объекта.

[3]

Под эксплуатацией объекта понимается его сдача-приемка, ввод и использование в соответствии с целевым назначением.

4. Преступление окончено с момента нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики и возникновения реальной угрозы наступления смерти хотя бы одного человека либо радиоактивного заражения окружающей среды.

СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1442; 2005. N 7. Ст. 560.

СЗ РФ. 1997. N 49. Ст. 5600; 1999. N 27. Ст. 3380; 2000. N 28. Ст. 2981; 2002. N 4. Ст. 325; N 44. Ст. 4392; 2003. N 40. Ст. 3899; 2005. N 23. Ст. 2278; 2006. N 50. Ст. 5346; 2007. N 14.

Статья 1692; N 46. Ст. 5583; 2008. N 15. Ст. 1549.

БНА. 2003. N 5; РГ. 2003. N 100.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

7. Субъект преступления специальный — лицо, в обязанности которого входит соблюдение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики.

8. Часть 2 комментируемой статьи к квалифицирующим признакам относит то же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды, а ч. 3 — причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

Статья 9.6 КоАП РФ. Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ

Новая редакция Ст. 9.6 КоАП РФ

1. Нарушение норм и правил в области использования атомной энергии —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3. Грубое нарушение норм и правил в области использования атомной энергии —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечание. Под грубым нарушением норм и правил в области использования атомной энергии понимается нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде.

Комментарий к Статье 9.6 КоАП РФ

1. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии предусматривает деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти, направленную на организацию разработки, утверждение и введение в действие норм и правил в области использования атомной энергии, выдачу разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии, осуществление надзора за безопасностью, проведение экспертизы и инспекции, контроля за разработкой и реализацией мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии, населения и охране окружающей среды в случае аварии при использовании атомной энергии.

При причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или смерти заражение окружающей среды и др. ответственность наступает в соответствии со статьей 215 Уголовного кодекса.

Однако действие ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об использовании атомной энергии» (Российская газета. 1995. 28 ноября) не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и/или испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения органов государственного регулирования безопасности при осуществлении деятельности с указанными объектами.

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии. Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также изменения в указанный перечень и дополнения к нему утверждаются Правительством Российской Федерации, например Постановление Правительства РФ от 01.12.1997 N 1511 (ред. от 05.12.2006) «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и Перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Российская газета. 1997. 10 декабря; СЗ РФ. 2006. 11 декабря).

Порядок разработки норм и правил в области использования атомной энергии должен предусматривать предварительное опубликование в официальном печатном органе проектов указанных норм и правил, за исключением норм и правил в области использования атомной энергии, составляющих государственную тайну, и возможность их обсуждения.

Указанные нормы и правила должны учитывать рекомендации международных организаций в области использования атомной энергии, в работе которых принимает участие Российская Федерация.

Нормы и правила в области использования атомной энергии подлежат опубликованию в официальном печатном органе, за исключением норм и правил в области использования атомной энергии, составляющих государственную тайну.

После введения в действие указанные нормы и правила являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на всей территории Российской Федерации.

Читайте так же:  Как выглядит договор розничной купли-продажи продовольственных товаров

Нарушение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, работниками (в том числе командированными) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, работниками (в том числе командированными) организаций, осуществляющих иную деятельность в области использования атомной энергии, а также гражданами законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К числу таких нарушений относится в том числе нарушение норм и правил в области использования атомной энергии.

2. Хранение, использование, обслуживание, утилизация и захоронение источников ионизирующего излучения, так же как и вопросы лицензирования данного вида деятельности, регулируются ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 N 3-ФЗ (ред. от 22.08.2004) (Российская газета. 1996. 17 января).

3. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.33 и 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает безопасность и установленный порядок использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в нарушении установленного порядка осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и физические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 9.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является безопасность и установленный порядок использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, надзор за соблюдением которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии», специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности. Это — Минатом России, Госатомнадзор России, Минздрав России, Госгортехнадзор России, МЧС России.

2. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, о нарушении которых идет речь в ч.1 комментируемой статьи, устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии. Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также порядок их разработки и утверждения иными организациями утверждается Правительством РФ.

Указанные нормы и правила распространяются на следующие виды деятельности в области использования атомной энергии: размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения; разработку, производство, испытание, транспортировку, хранение, утилизацию, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними; обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировке и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ; обеспечение безопасности при использовании атомной энергии; проведение научных исследований во всех областях использования атомной энергии; физическую защиту ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ; экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии и т.д.

3. Предметом комментируемого правонарушения, согласно ч.2 указанной статьи, являются ядерные материалы и радиоактивные вещества. При этом под каждым из вышеперечисленных понятий подразумевается следующее:

ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

радиоактивные отходы — ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

4. Государственное управление использованием атомной энергии осуществляют Минатом России и Госатомнадзор России. Последний осуществляет надзор за соблюдением законодательства, выдает лицензии на деятельность в области использования атомной энергии:

размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников (источников ионизирующего излучения, содержащих радиоактивные вещества) и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировке и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;

обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировке и захоронении;

конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и т.д.

5. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

6. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

7. Если в результате нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики могли наступить тяжкие последствия, в том числе смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, или наступили по неосторожности такие последствия, то ответственность за содеянное наступает по ст.215 УК.

Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики

Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК). Данное преступление связано с сооружением и эксплуатацией атомных электростанций, а равно с эксплуатацией ядерных реакторов вне электростанций (например, на военных и гражданских морских судах, использующих в качестве двигателя атомные реакторы). Высокая общественная опасность рассматриваемого преступления обусловлена: возможностью радиоактивного заражения окружающей среды в глобальных масштабах, причинения вреда, жизни и здоровью неограниченного количества лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Непосредственный объект данного, преступления — общественная безопасность, а именно безопасность при создании и эксплуатации объектов атомной энергетики. В качестве дополнительного объекта могут выступать жизнь и здоровье, законные интересы отдельных лиц.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если такие нарушения создают реальную опасность смерти людей (хотя бы одного человека) либо радиоактивное заражение окружающей среды.

Диспозиция бланкетная. Для квалификации деяния по этой статье необходимо установить, какие именно пункты правил безопасности были нарушены. Правила безопасности регламентированы в законах и нормативных актах, в частности в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» * .

* СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

К объектам атомной энергетики относятся любые устройства и сооружения, которые приводятся, в действие с помощью расщепления атомного ядра и используют высвобождающуюся при этом энергию. Объекты атомной энергетики — это прежде всего ядерные установки, т. е. сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в служебных целях. К объектам ядерной энергетики относятся также пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов.

Деяние может быть совершено как путем активного действия, так и посредством бездействия в случаях, когда лицо обязано действовать по прямому предписанию правил.

Читайте так же:  Как оформить наследство по завещанию

Нарушение правил на объектах атомной энергетики должно касаться следующих процессов: 1) размещения атомных установок (сооружений и комплексов с ядерными реакторами), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; 2) проектирования; 3) строительства; 4) эксплуатации названных объектов. Нормативные акты подробно регламентируют перечисленные процессы.

Нарушения правил должны быть существенными и именно такими, которые могут повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды. При этом под радиоактивным заражением окружающей среды понимают существенное изменение радиоактивного фона до уровня угрозы здоровью человека, животному и растительному миру. Нарушения, которые могут повлечь имущественный вред или вред здоровью (а не жизни) человека, ответственности по данной статье не влекут. В этих случаях возможно привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности, взыскание имущественного ущерба в порядке гражданского судопроизводства, а также привлечение виновных должностных лиц к ответственности за халатность (ст. 293 УК).

Состав данного преступления формальный. Наступления последствий в виде смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 215 УК РФ не требуется. Это так называемый состав создания опасности. Опасность должна быть реальной, а не мнимой.

Преступление окончено в момент нарушения правил (совершения действий или бездействия), в том числе если преступление длящееся и имеется временной разрыв между нарушением правил и пресечением преступления.

Субъектами преступления могут быть как должностные, так и недолжностные лица, чьи профессиональные функции связаны с исполнением названных правил безопасности, но обязательно достигшие 16-летнего возраста.

В случае совершения при таких нарушениях должностных преступлений должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по совокупности (например, сокрытие за взятку недостатков строительства объекта атомной энергетики членами комиссии по приемке этого объекта).

Субъективная сторона выражается в осознанном нарушении правил при неосторожном отношении к возможности наступления преступных последствий в виде смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды. Неосторожность может выразиться в легкомыслии или небрежности. При этом лицо либо предвидит возможность наступления перечисленных последствий своего действия, но без достаточных к тому оснований, самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий, либо не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло ее предвидеть.

Квалифицирующими признаками являются: а) причинение смерти человека, б) радиоактивное заражение окружающей среды или в) причинение иных тяжких последствий.

[2]

Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, крупный материальный ущерб, включая затраты на ликвидацию последствий нарушения (например, в результате выхода из строя объекта атомной энергетики), и иные сравнимые с упомянутыми в ч. 2 ст. 215 УК последствия.

При квалификации преступления необходимо установить причинную связь между содеянным виновным и наступившими последствиями.

Отношение ко всем перечисленным в ч. 2 ст. 215 УК последствиям может быть только неосторожным.

Статья 215. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики

1. Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 215 Уголовного Кодекса РФ

Основной объект преступления — отношения по охране общественной безопасности в сфере размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов атомной энергетики.

Дополнительный объект — отношения по охране жизни человека, окружающей природной среды.

Объективную сторону преступления образует нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды. Деяние может выражаться в действии или бездействии. В последнем случае виновный не выполняет действий, которые прямо предписываются правилами.

Диспозиция ст. 215 УК РФ бланкетная, для полного раскрытия признаков объективной стороны состава преступления необходимо изучать положения нормативных актов, регламентирующих правила безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» определяет, что относится к такого рода объектам.

В соответствии со ст. 3 Закона это:

1) ядерные установки — сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

2) пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее — пункты хранения) — не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» определяется компетенция федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения; разработки, производства, испытания, транспортирования, хранения, утилизации, использования ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними; обеспечения безопасности при использовании атомной энергии; контроля за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан при использовании атомной энергии; физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ.

[1]

Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» устанавливаются общие требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, воздействии природных радионуклидов, например при строительстве производственных помещений .

Существует утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, определяющий компетенцию конкретных органов государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии . Например, общие положения обеспечения безопасности атомных станций утверждаются Госатомнадзором России, правила безопасности и обращения с радиоактивными отходами атомных станций разрабатываются Ростехнадзором и т.д.

Читайте так же:  Как правильно составить ответ на претензию

Деяние имеет формальный состав. Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики образует состав преступления только при возможности опасности в виде смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды. Преступление будет оконченным с момента совершения действия или бездействия при отсутствии реальных общественно опасных последствий.

Если ответственность за создание условий опасности установлена общей и специальной нормой, то квалификация деяния осуществляется в соответствии со специальной нормой. Поэтому, например, если причиной возникновения пожара явилось нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, при ведении горных, строительных или иных работ либо нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий и т.п., содеянное охватывается специальными составами преступлений (ст. ст. 215, 216, 217, 218 и др. УК РФ) и дополнительной квалификации по ст. 219 УК РФ не требует.

Субъективная сторона нарушения правил характеризуется неосторожной формой вины. Виновный осознает, что нарушает соответствующие правила и неосторожно относится к возможности наступления общественно опасных последствий, что может выражаться и в небрежности, и в легкомыслии.

Субъект преступления специальный — лица, на которых законом, другим нормативным правовым актом возложена обязанность по соблюдению правил безопасности на объектах атомной энергетики. Это могут быть и должностные, и недолжностные лица, обязанные соблюдать правила безопасности.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 215 УК РФ) предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды. Этот состав преступления является материальным. Деяние будет окончено с момента наступления указанных последствий.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 215 УК РФ, может характеризоваться как неосторожностью, так и двумя формами вины в зависимости от отношения субъекта к факту нарушения правил безопасности. Если правила нарушены им по неосторожности, то состав в целом является неосторожным. При умышленном нарушении правил налицо преступление с двумя формами вины. Квалифицированный состав преступления является материальным. Он будет оконченным только при наступлении общественно опасных последствий.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 215 УК РФ) устанавливает ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 рассматриваемой статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Другой комментарий к статье 215 УК РФ

1. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в форме действия или бездействия, образующим нарушение конкретных правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики.

2. Размещение объекта атомной энергетики означает определение конкретного участка местности и распределение на нем элементов данного объекта.

Проектирование представляет собой комплекс технологических процедур по разработке и утверждению проекта атомной энергетики.

Под строительством понимают либо создание объекта атомной энергетики, либо преобразование уже существующего объекта с подключением обеспечивающих его функционирование коммуникаций.

Эксплуатация означает использование объекта атомной энергетики по назначению (например, ввод в эксплуатацию неисправного оборудования ядерной установки). Понятием эксплуатации охватывается и соблюдение правил безопасности при производстве ремонтных работ на объектах атомной энергетики.

3. Местами совершения преступления являются объекты атомной энергетики: ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов.

4. Преступление имеет состав реальной опасности, т.е. для признания его оконченным требуется установить, что нарушение соответствующих правил создало реальную угрозу наступления смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды.

5. Радиоактивным заражением окружающей среды признается такое изменение радиоактивного фона, которое является опасным для здоровья и генетического фонда человека.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

7. Субъект преступления специальный — лицо, на котором лежала обязанность соблюдать правила безопасности при размещении, проектировании, строительстве или эксплуатации объектов атомной энергетики.

Остались вопросы по ст 215 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 215 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 215 УК РФ. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики

Новая редакция Ст. 215 УК РФ

1. Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 215 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве общественной безопасности России, угрозе наступления смерти человека или радиоактивного загрязнения окружающей среды, причинении смерти человеку, загрязнении окружающей среды, наступлении иных тяжких последствий (тяжкого вреда здоровью человека, смерти двух или более лиц).

Основной состав преступления описан в ч. 1 коммент. статьи и раскрывает общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений небольшой тяжести. Квалифицированный состав преступления отражен в ч. 2 и выражает деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести. Особо квалифицированный состав закреплен в ч. 3 и раскрывает умышленные деяния, относящиеся к тяжким преступлениям, и неосторожные деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является общественная безопасность, урегулированная правилами безопасности при размещении, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, обеспечивающими охрану жизни и здоровья людей, окружающей их природной среды. Факультативные объекты: жизнь и здоровье человека, среда обитания человека и животных, жизнеспособность объектов охраны окружающей природной среды, отношения собственности.

Читайте так же:  Сколько штрафов могут выписать за один раз сотрудники дпс

4. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики может иметь место только в том случае, если оно сопряжено со следующими видами деятельности: а) размещением; б) проектированием; в) строительством; г) эксплуатацией объектов атомной энергетики.

4.1. О размещении объектов атомной энергетики см. в п. 8.5 коммент. к ст. 246.

4.2. О проектировании объектов атомной энергетики см. в п. 8.1 коммент. к ст. 246.

4.3. О строительстве объектов атомной энергетики см. в п. 8.6 коммент. к ст. 246.

4.4. Эксплуатация объектов атомной энергетики — это использование объекта по его целевому назначению.

5. Обязательными признаками объективной стороны состава преступления являются средства совершения преступления, к которым относятся объекты атомной энергетики.

5.2. Ядерные материалы см. в п. 3.1 коммент. к ст. 220.

СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557.

СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1442; 2005. N 7. Ст. 560.

СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1317; 1998. N 32. Ст. 3910; 2003. N 33. Ст. 3270.

7. По законодательной конструкции состав преступления, предусмотренный ч. 1 коммент. статьи, является формальным. Преступление окончено (составом) в момент осуществления деяния, создавшего реальную угрозу причинения смерти хотя бы одному человеку или радиоактивного заражения окружающей среды. Здесь для квалификации общественно опасного деяния как оконченного (составом) преступления достаточно осуществления деяния, дожидаться наступления каких-либо материальных общественно опасных последствий не нужно.

8. Состав преступления, предусмотренный ч. 2 коммент. статьи, имеет материальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составом) в момент наступления по неосторожности общественно опасных последствий в виде: а) тяжкого вреда здоровью человека; б) смерти человека; в) радиоактивного заражения окружающей среды.

8.1. О тяжком вреде здоровью человека см. коммент. к ст. 111.

8.2. О смерти человека см. в п. 11.2 коммент. к ст. 247.

8.3. Радиоактивное заражение окружающей среды см. в п. 10.7 коммент. к ст. 247, например распространение радиоактивного заражения за пределы защищенной зоны объекта атомной энергетики (территории с ограниченным доступом, окруженной физическими барьерами и находящейся под постоянной охраной и наблюдением) — в атмосферу, водоем, в почву.

9. Состав преступления, закрепленный в ч. 3 коммент. статьи, является материальным. Преступление окончено (составом) в момент наступления по неосторожности смерти двух или более лиц.

10. При квалификации нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики в качестве преступления надлежит установить и указать конкретный пункт данных правил, нарушение которых могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды либо повлекло указанные или иные тяжкие последствия.

11. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. В первом случае лицо осознает то, что нарушает правила безопасности на объекте атомной энергетики, предвидит возможность наступления смерти человека, радиоактивного заражения окружающей среды или иных тяжких последствий и хотя не желает, но сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично. Желание виновным наступления указанных последствий должно дополнительно квалифицироваться по соответствующей статье, предусматривающей УО за преступление против личности, собственности и пр. Во втором случае поведение виновного лица характеризуется преступным легкомыслием или небрежностью.

11.1. Возможно психическое отношение виновного к совершенному преступному деянию с двумя формами вины, например в случае, если он умышленно нарушает правила безопасности, что ставит под угрозу жизнь другого человека, и вместе с тем не предвидит возможности наступления смерти этого человека, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть данное общественно опасное последствие.

11.2. В некоторых случаях субъективная сторона может характеризоваться смешением административно-правовой вины с уголовно-правовой, например при умышленном нарушении должностным лицом правил безопасности, предусмотренном ст. 9.6 КоАП, которое переросло в преступление в связи с наступлением по неосторожности радиоактивного заражения окружающей среды.

12. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и наделенное дополнительным признаком — ответственностью по службе за соблюдение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации объектов атомной энергетики. Таковыми могут быть должностные и иные ответственные за соблюдение правил безопасности лица (инженеры и их заместители, начальники отделов (отделений, участков, лабораторий, мастерских), капитаны судов (их дублеры, помощники), механики, научные сотрудники, операторы, другие специалисты).

12.1. Должностные лица, не контролировавшие соблюдение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при возникновении угрозы наступления или наступлении указанных в диспозиции статьи общественно опасных последствий могут быть привлечены к УО по ст. 293. Если же нарушение правил безопасности допущено лицом, не ответственным за соблюдение данных правил, и при этом наступили тяжкий вред здоровью или смерть человека, то содеянное должно быть квалифицировано как преступление против личности.

13. Потерпевшими от преступления могут быть как работники объектов атомной энергетики, так и иные лица, не имеющие отношения к этим объектам.

14. Помимо того что преступное нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215) отличается от преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246) видовым объектом преступного посягательства, также в первом случае нарушение правил может вызвать материальные общественно опасные последствия или угрозу их наступления внутри предприятия, учреждения, организации, иного объекта атомной энергетики, поэтому радиоактивного заражения открытого пространства может и не произойти; во втором же случае изменение радиоактивного фона касается окружающей природной среды.

Другой комментарий к Ст. 215 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления заключается в нарушении конкретных правил безопасности на объектах атомной энергетики. Основные правила безопасности на объектах атомной энергетики содержатся в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и в Федеральном законе от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». Нарушение указанных правил должно быть связано непосредственно с размещением, проектированием, строительством, эксплуатацией объектов атомной энергетики.

2. Место преступления — объекты атомной энергетики — является обязательным признаком объективной стороны анализируемого преступления.

3. Нарушение правил на объектах атомной энергетики при производстве указанных работ влечет уголовную ответственность только в том случае, если оно могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды.

4. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Субъект преступления специальный — это лицо, на котором лежала обязанность соблюдать правила безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики.

Источники


  1. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.

  2. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
  4. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
Ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here