Ответственность по статье 211 ук рф за угон воздушного, водного или железнодорожного транспорта

Сегодня рассмотрим следующий вопрос: "Ответственность по статье 211 ук рф за угон воздушного, водного или железнодорожного транспорта" с комментариями профессионалов. Все вопросы задавайте нашему дежурному юристу.

Содержание

  • Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

    1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

    наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

    2. Те же деяния, совершенные:

    а) группой лиц по предварительному сговору;

    в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

    г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

    наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

    наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

    наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

    Комментарий к Ст. 211 УК РФ

    1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

    2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

    Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

    К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

    Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.
    ———————————
    Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

    К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

    Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10 марта 1988 г.

    К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

    3. Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

    Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее транспортное средство передается при выполнении требования виновного лица об этом как условия освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.

    Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять транспортным средством, или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (ст. 116 УК), или угрозы применения такого насилия.

    Захват также может быть ненасильственным, например, в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

    4. Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление транспортным средством лично или установил контроль над транспортным средством либо его экипажем и получил возможность распоряжаться по своему усмотрению.

    5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват транспортного средства, и желает этого.

    Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата транспортных средств значения для квалификации по комментируемой статье не имеет и может быть любая, например совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

    Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, например для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по комментируемой статье не наступает, и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника по ст. 206 УК.

    [3]

    6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    Читайте так же:  Регресс по осаго с виновника дтп

    7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под оружием понимается любой вид оружия — огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет.

    8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: те же деяния, если они совершены организованной группой (ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

    Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, транспортного средства, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

    Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

    Характеристика угона воздушного судна или водного транспорта по статье 211 УК РФ

    Чужое имущество, особенно крупных размеров, всегда привлекало завистников и лиц, тесно связанных с криминальными структурами. Поэтому надеяться на то, что большой корабль или самолет никуда не денется, не безопасно, а если факт угона уже установлен, следует знать, как найти и наказать по статье УК РФ виновного.

    Особенности злодеяния

    Первое, что отличает это происшествие от других – предмет преступления. Не каждый день услышишь, что произошел угон корабля или самолета. Но факты захвата проявляются с каждым годом все чаще.

    Отметим, что маломерные суда не относятся к водному транспорту, если рассматривать их в контексте ч. 1 и 2 ст. 211 УК РФ, определяющей суть преступления и меру наказания. Важно дать точное определение терминам, используемых при расследовании дел об угоне судов воздушного и/или водного транспорта.

    О том, почему не стоит устраивать дебош в самолете и грозить захватом судна, расскажет следующее видео:

    Понятие и статистика

    Необходимо знать четыре основных термина для полного представления о предмете и объективной стороне правонарушения:

    • Водный транспорт (или водное судно) – средство перемещения грузов, пассажиров, других объектов по водоему (реке, озеру, пруду, океану и т.д.) или под водой, приводимое в движение различными средствами тяги.
    • Воздушный транспорт (или воздушное судно) – средство перемещения грузов и/или пассажиров, передвигаемое при помощи двигателя, потоков газов, воздушных потоков.
    • Угон – завладение с насилием или без насилия предметом преступления (судном) во время стоянки или следования по маршруту и дальнейшее использование, передвижение по маршруту угонщика этого судна.
    • Захват – завладение судном с насилием и без во время стоянки или следования по маршруту.

    Исследование судебных практик Российской федерации показало, что за последние годы фактов хищения водного или воздушного судна крайне мало. Несколько дел вскользь касаются данной статьи, если есть подозрения на совершение террористического акта.

    Существует несколько видов такого транспортного преступления:

    • Совершенное одним лицом;
    • Организованной группой;
    • Совершенное лицом или группой, повлекшее тяжкие повреждения или смерть потерпевшего;
    • Все виды, сопряженные с совершением террористического акта или подобной деятельности.

    [2]

    О новых видах и способах угона воздушного судна расскажет следующее видео:

    Состав преступления

    Вся суть преступления заключается в оконченном и установленном угоне.

    • Состав преступления формален и полностью исчерпывается определением угона или захвата.
    • Субъективной стороной преступления является вина субъекта — физического лица, достигшего 16 лет – с наличием умысла.

    Методика расследования

    В расследовании угона воздушного или водного судна рассматривается несколько ситуаций:
    • Отсутствие предмета преступления и виновного на месте совершения преступления;
    • Расследование по факту задержания обвиняемого после совершения преступления.

    Независимо от вида ситуации происходит осмотр места преступления и опрос очевидцев, допрос потерпевшего.

    1. В первом случае список дополняется распоряжением о старте розыскных мероприятий.
    2. Во втором – дополняется допросом обвиняемого.

    Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

    Наказания, предусмотренные статьей 211 Уголовного Кодекса:

    • Угон водного или воздушного судов – 4-8 лет лишения свободы (с возможным назначением ограничения свободы сроком на год);
    • Угон группой лиц, или с применением насилия, или с применением оружия – 7-12 лет лишения свободы с ее ограничением на 2 года;
    • Первые два вида, повлекшие смерть человека – 8-15 лет с ограничением 1-2 года;
    • Все виды, связанные с террористической деятельностью – 15-20 лет с ограничением 1-2 года, либо высшая мера наказания – пожизненное.

    Судебная практика

    1. Подсудимый, находясь в составе подразделения в полевом лагере, совершив несколько преступных действий, захотел перебраться на другой берег реки. Реализовал он это при помощи водного транспорта (буксирно-моторный катер), который принадлежал воинской части. Подсудимый вину признал, по статье 211 получил 4 года лишения свободы без ее ограничения.
    2. Находясь в нетрезвом состоянии, мужчина пытался угнать буксирный теплоход. После проникновения на борт теплохода, отвязал его и оттолкнул руками от причала. Но ему не хватило навыков завести судно. В дальнейшем под действием ветра и течения оно село на мель. Подсудимый вину признал, но суд не обнаружил в действий, подходящих под статью 211, так как завладения судном не было. Виновный осужден по другим статьям.

    Еще чаще чем самолеты, угоняют автомобили, впрочем нередко попытка такого угона ни к чему не приводит.

    Следующее видео также содержит случай из судебной практики по вопросу угона самолета и действия статьи 211 УК РФ:

    Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

    Ст. 211 УК РФ в последней действующей редакции от 5 мая 2014 года.

    Читайте так же:  Перевод земель из сельхозназначения в ижс

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

    1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

    наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

    2. Те же деяния, совершенные:

    а) группой лиц по предварительному сговору;

    в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

    г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

    наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

    наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

    наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

    Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

    Новая редакция Ст. 211 УК РФ

    1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

    наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

    2. Те же деяния, совершенные:

    а) группой лиц по предварительному сговору;

    в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

    г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

    наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

    наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

    наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

    Комментарий к Статье 211 УК РФ

    1. Общественная опасность преступления выражается в нарушении контроля за передвижением транспортной единицы, влекущем возможность аварий и наступления тяжких последствий (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.) ; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.) ; Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 г.) , и т.д.).
    ———————————
    Сб. международных договоров СССР. Вып. XLIV. М., 1990. С. 218 — 225.

    Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

    2. Объектом преступного посягательства являются отношения по обеспечению безопасного для граждан порядка перемещения источников повышенной опасности — воздушного, водного и железнодорожного транспорта.

    3. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, заключается в угоне или захвате судна воздушного транспорта (вертолета, самолета и иного летательного аппарата, используемого в целях воздушных перевозок), водного транспорта (плавсредства, предназначенного для водных перевозок, независимо от водоизмещения и вида перевозимых объектов: пассажирского — теплоход, судно на воздушной подушке и т.д.; грузового — баржа, танкер и т.д.; военного — торпедный катер, подводная лодка и т.д.) либо железнодорожного подвижного состава (объекта, перемещающегося по рельсам и находящегося в ведении МПС России: вагон, локомотив и т.д.). Ведомственная принадлежность и форма собственности на транспортное средство не имеют значения для квалификации.

    4. Угон судна заключается в завладении соответствующим судном с последующим перемещением его из места надлежащего нахождения в место, избираемое по усмотрению субъекта состава преступления. Угон является оконченным в момент начала данного перемещения (приведение судна в движение, уклонение от заданного маршрута) независимо от его продолжительности. При незаконном пересечении на угнанном судне Государственной границы РФ содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (ст. 211 и 322).

    5. Захват судна заключается в установлении над судном контроля, дающего возможность незаконного распоряжения им как средством передвижения по усмотрению виновного. Захват является оконченным в момент установления соответствующего контроля над судном.

    6. Угон и захват, квалифицируемые по ч. 1 коммент. статьи, могут иметь как ненасильственный характер, так и осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (побои, причинение физической боли, ограничение свободы), либо с угрозой его применения, выраженной в любой форме.

    7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы не имеют значения для квалификации (личные, националистические, политические, хулиганские и т.д.). Захват судна должен осуществляться с целью последующего угона. При наличии цели удержания лиц, находящихся на судне, в качестве заложников содеянное охватывается признаками состава захвата заложника (ст. 206) и не требует квалификации по коммент. статье. Угон или захват судна водного транспорта, совершенные в целях завладения чужим имуществом, находящимся на борту судна, влечет квалификацию по совокупности преступлений (ст. 211 и 227).

    8. Субъектом преступного посягательства является вменяемое лицо, достигшее 16 лет к моменту совершения преступления.

    9. Квалифицирующие признаки, предусмотренные в ч. 2 коммент. статьи, включают совершение угона или захвата судна: а) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35); в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия (см. коммент. к ст. 126); г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Применение оружия (см. понятие оружия в коммент. к ст. 63) предполагает использование оружия в соответствии с его конструктивным предназначением. Применение предметов, используемых в качестве оружия (см. понятие данных предметов в коммент. к ст. 126), предполагает использование их для нанесения повреждений потерпевшему.

    Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в саранске

    10. Особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 3 коммент. статьи, включают совершение угона или захвата судна организованной группой (см. коммент. к ст. 35), повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    11. Угон или захват судна, повлекший смерть человека (члена экипажа, пассажира судна либо иного лица) или иные тяжкие последствия (выведение судна из строя, уничтожение или повреждение перевозимого груза и т.д.), является преступлением с двумя формами вины, где отношение лица к последствиям выражается в форме неосторожности. Дополнительной квалификации содеянного не требуется. Угон или захват судна, сопряженный с умышленным причинением смерти человеку, влечет квалификацию по совокупности (ст. 211 и ст. 105).

    12. Преступление, предусмотренное ч. 1, относится к категории тяжких, а ч. 2, 3 — особо тяжких.

    Другой комментарий к Ст. 211 Уголовного кодекса Российской Федерации

    1. Предметом преступления выступают: а) воздушное судно; б) водное судно; в) железнодорожный подвижной состав.

    Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и др.

    Под водным судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для перевозки людей и грузов: морское, речное, озерное судно, буксиры, баржи и др.

    К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемого на железнодорожных путях общего пользования. Железнодорожный подвижной состав включает механический рельсовый транспорт, за исключением трамвая: локомотивы, вагоны, открытые платформы, цистерны, дрезины. Метрополитен относится к железнодорожному, а не к городскому транспорту.

    Спорным является вопрос об отнесении к предметам данного преступления маломерных морских и речных судов, а также дрезин. Некоторые авторы полагают, что их угон следует квалифицировать по ст. 166 УК РФ.

    2. Объективную сторону составляет одно из следующих действий: а) угон соответствующего судна или состава; б) их захват.

    Под угоном следует понимать самовольные действия по уводу (перемещению) судна или состава с места их нахождения. Угоном без захвата следует признавать случаи, когда: а) судно или состав, находящиеся без экипажа, машиниста либо охраны, уводится посторонними лицами; б) транспортное средство угоняется самим экипажем или машинистом; в) транспортное средство угоняется посторонними лицами по договоренности с экипажем, машинистом или охраной.

    Захват — это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом.

    Способы совершения рассматриваемого преступления могут быть различными, вплоть до применения насилия, не опасного для жизни или здоровья. Насилие может применяться к членам экипажа, машинисту, лицам, осуществляющим охрану транспортного средства, пассажирам; в любом случае оно должно выступать средством захвата судна или состава.

    3. В общей форме угон признается оконченным с момента изменения местонахождения судна, состава или изменения курса. Изменение местонахождения воздушного судна связано с началом полета.

    Захват считается оконченным с момента выхода транспортного средства из законного владения и установления над ним неправомерного контроля.

    4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Для захвата судна, состава обязательным признаком является цель их угона.

    Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

    Внимание! Это архивная редакция статьи.

    Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

    1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

    наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет.

    2. Те же деяния, совершенные:

    • а) группой лиц по предварительному сговору;
    • б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
    • в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
    • г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —
      • наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

    наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

    Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

    1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

    наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

    2. Те же деяния, совершенные:

    а) группой лиц по предварительному сговору;

    б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

    в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

    г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

    наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

    наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

    наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

    Комментарий к ст. 211 УК РФ

    1. Предметом преступления являются судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

    2. Общественно опасное деяние описано в законе в виде двух альтернативных действий:

    1) угон указанных транспортных средств;

    3. Угон — противоправное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава и использование его по своему усмотрению. Угоном следует признавать и такое незаконное самовольное использование преступником, например, воздушного судна для полета, когда совпадают место взлета и место посадки.

    Захват — противоправное насильственное завладение указанными транспортными средствами в целях угона. Захват предполагает установление контроля над транспортным средством, который позволял бы использовать его для перемещения в любую географическую точку, угодную преступнику, либо исключал возможность следования судна по ранее намеченному маршруту. Захват предшествует угону и может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 211 УК).

    Читайте так же:  Судебная практика аннулирования отказа от наследства

    4. Преступление имеет формальный состав. Захват считается оконченным с момента, когда угонщик устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению; угон — с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда лицо получило возможность осуществлять управление транспортным средством или контролировать его.

    5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, и для захвата обязательна цель — угон судна.

    6. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

    7. Под иными тяжкими последствиями (ч. 3 ст. 211 УК) понимают:

    — аварию транспортного средства;

    — значительное повреждение груза, имущества;

    — причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц;

    — значительное загрязнение окружающей среды и т.д.

    Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

    1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    1.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271.1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    1.2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

    2.1. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

    наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

    наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

    Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

    Комментарий к Ст. 263 УК РФ

    1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

    Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

    2. Предметом преступления являются транспортные средства.

    Железнодорожный транспорт: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

    Воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и иные летательные аппараты, используемые для передвижения по воздуху.

    Морской транспорт: морские суда (подводные и надводные корабли и т.д.).

    Внутренний водный транспорт: судна, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, в том числе судна смешанного (река — море) плавания.

    Метрополитен: подвижной состав, используемый для обеспечения пассажирских перевозок.

    3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

    4. Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

    5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

    Читайте так же:  Очередность вступления в наследство по закону

    6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

    Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

    7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь.

    8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям.

    9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.

    По одному из уголовных дел субъектом комментируемого преступления наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета — старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (см. определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 53-О04-34 ).
    ———————————
    БВС РФ. 2005. N 2.

    10. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 89-1/н-88-1 ).
    ———————————
    Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1988 года.

    11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

    Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ)

    Объектом преступления является общественная безопасность. Предмет преступления — судно воздушного или водного транспорта либо железнодорожный подвижной состав.

    Объективная сторона преступления заключается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона. Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, приводимый в движение с помощью специальных технических средств и использования потоков воздуха (самолет, вертолет, планер и др.). Водное судно — это морское, речное или озерное судно, за исключением маломерных судов, используемое для перевозки по воде пассажиров и груза (корабли и пароходы, паромы, буксиры, катера, научные суда и т. п. ). Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, вагоны и т. п.

    Угон есть противоправное завладение судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом и его перемещение в другое место. Захват предполагает противоправное завладение таким средством и распоряжение им с целью его последующего угона. УК установлена ответственность за те же деяния, совершенные:

    • группой лиц по предварительному сговору;
    • неоднократно;
    • с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
    • применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 211).

    Насилие и угроза применения насилия могут применяться в отношении экипажа судна и его обслуживающего персонала, а также пассажиров и иных лиц. Насилие признается опасным для жизни и здоровья, если 0но повлекло за собой причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда. Угроза насилием может выражаться в запугивании убийством, расправой, причинением телесных повреждений.

    По ч. 3 ст. 211 УК установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой же статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия могут заключаться в аварии судна или подвижного железнодорожного состава, нарушениях графика полета (движения) и т. п. При квалификации по ч. 3 ст. 211 (по признаку причинения смерти человеку) необходимо установить, что смерть наступила при наличии неосторожности. Совершение в процессе этого преступления умышленного убийства квалифицируется по ст. 211 и 105 УК.

    [1]

    Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и 2, а также совершенного организованной группой — ч. 3 ст. 211 характеризуется прямой формой вины. Субъективная сторона преступления в виде угона или захвата, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия характеризуется двойной формой вины:

    1. прямым умыслом к действиям;
    2. неосторожностью по отношению к последствиям.

    Лицо предвидит, что в результате его действий может наступить смерть человека или иные тяжкие последствия, однако самонадеянно рассчитывать на их предотвращение или не предвидело возможности наступления этих последствий, но должно было и могло их предвидеть.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    Источники


    1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

    2. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.

    3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
    4. Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.
    Ответственность по статье 211 ук рф за угон воздушного, водного или железнодорожного транспорта
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here