Международно-правовая охрана авторских прав

Сегодня рассмотрим следующий вопрос: "Международно-правовая охрана авторских прав" с комментариями профессионалов. Все вопросы задавайте нашему дежурному юристу.

Лекция 12. Право интеллектуальной собственности

12.2. Авторское право и смежные права

Авторское право (law of copyright) представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства.

Авторское право — первая из отраслей, по которой был заключен международный договор. Самыми значительными конвенциями считаются следующие:

— Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года, которая дополнялась и пересматривалась на специальных конференциях 1896 года, 1908 года, 1914 года, 1928 года, 1948 года, 1967 года, 1971 года;

— Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 года, пересмотренная в Париже в 1971 году, с дополнительными протоколами 1, 2 и 3;

— Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные, научные и художественные произведения, принятая в 1946 году в Вашингтоне, и др.

Под объектами авторских прав обычно понимаются произведения науки, литературы и искусства. В Бернской конвенции применяется понятие «литературные и художественные произведения». Этот термин согласно Конвенции охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические, музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

Охраняемое произведение должно быть результатом творческого труда, продуктом интеллектуальной, духовной деятельности человека; оно должно нести на себе печать индивидуальности автора, то есть быть оригинальным. Результаты интеллектуальной деятельности в сфере литературы, искусства, промышленности называются интеллектуальной собственностью.

Можно выделить первоначальные и производные произведения.

[2]

К первым относятся: книги, брошюры и другие письменные произведения литературы, искусства и науки; выступления, проповеди, судебные речи и другие подобные произведения; произведения графики, живописи, архитектуры, скульптуры, фотопроизведения, а также те, которые создаются аналогичным способом; произведения прикладного искусства; географические карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии, архитектуре, и т.д.

Ко вторым относятся переводы, адаптации, переделки или аранжировки произведений; они являются объектом охраны, если при этом не нарушается авторское право на первоначальное произведение. К этой группе произведений относятся также сборники опубликованных работ различных авторов (антологии, энциклопедии) при условии, что подборка и расположение материала в них являются оригинальными.

Конечно, приведенный перечень хотя и весьма детальный, но носит лишь примерный характер, не является исчерпывающим.

Субъектами авторского права, то есть лицами, обладающими исключительным правом на произведение, считаются прежде всего авторы произведений.

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

— правообладателями часто являются различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т.д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;

— если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя;

— в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определенным сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объему.

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права.

Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат следующие личные неимущественные права:

— право признаваться автором произведения (право авторства);

— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора);

— право на опубликование.

К имущественным правам автора относятся права:

— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

— распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);

— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

— публично показывать произведение (право на публичный показ);

— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью других аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

— переводить произведение (право на перевод);

— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Четвертая часть ГК РФ устанавливает три положения:

— в отношении произведений иностранных авторов, впервые выпущенных в свет на территории России, авторское право признается за автором-иностранцем;

— авторское право на произведение, созданное российским гражданином и выпущенное в свет за границей, признается за этим гражданином;

— за иностранцем авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за границей, признается в России лишь при наличии международного договора.

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведения в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Произведение считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

В отношении произведений иностранных авторов, впервые выпущенных в свет за границей, в России существуют два различных режима, и соответственно можно говорить о двух группах произведений:

а) к первой группе относятся охраняемые произведения. В эту группу входят произведения, опубликованные после вступления Конвенции в силу для СССР, то есть после 27 мая 1973 года, впервые в странах — участницах Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года или гражданами этих стран в других государствах. Охраняемыми являются также произведения, на которые распространяется действие заключенных СССР и Россией двусторонних соглашений о взаимной охране авторских прав;

Читайте так же:  Как выглядит договор социального найма жилого помещения

б) к произведениям второй группы относятся произведения, на которые не распространяются Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года или же двусторонние соглашения с другими государствами о взаимной охране авторских прав. В отношении произведений этой группы действует режим неохраняемых произведений. Автор такого произведения не имеет права требовать, например, уплаты вознаграждения за издание его произведения на нашей территории.

Иностранцы пользуются авторским правом на произведения, впервые появившиеся в РФ или находящиеся на территории РФ в какой-либо объективной форме, на одинаковых основаниях с нашими гражданами. Иностранцу предоставляется национальный режим, то есть те личные и имущественные права, которые установлены нашим законом. Объем прав, принадлежащих автору-иностранцу по закону страны его гражданства, значения не имеет.

[3]

Общим моментом в законодательстве большинства стран является то, что произведения культуры, изобретения должны быть зафиксированы в осязаемом виде.

По смыслу Стокгольмской конвенции 1967 года под смежными правами принято понимать права, относящиеся к «исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам».

В настоящее время основными международными документами в области смежных прав являются:

— Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (от 26 октября 1961 года);

— Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29 октября 1971 года);

— Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 21 мая 1974 года).

Основными формами охраны смежных прав являются:

— использование международного знака охраны смежных прав;

— предоставление государствами владельцам смежных прав из числа иностранцев национального режима;

— право владельца смежных прав на предотвращение посягательств на свои права путем установления разрешений и запретов;

— обязанность пользователя выплачивать владельцу смежных прав справедливое вознаграждение в денежной форме.

Предусматриваются исключения (изъятия) из охраны в отношении:

— использования в личных целях;

— использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях;

— кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач;

— использования в учебных или научно-исследовательских целях.

Электронная библиотека

Правовое регулирование авторского права осуществляется также международными договорами России. Основными среди них являются Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. и Всемирная конвенция об авторском праве 1952г. Обе конвенции действуют для России с 13 марта 1995г.

Бернская конвенции содержит значительное количество норм материально-правового характера. Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Объектом авторского права являются любая продукция в области литературы, науки, искусства независимо от способа и формы ее выражения, включая перевод, адаптацию, музыкальную аранжировку и другую переделку произведения, а также сборники произведений, представляющие собой по выбору и расположении материалов результат материального творчества. Правовая охрана не распространяется на новости или различные события, имеющие характер простой пресс-информации.

Однако законодательством стран Союза может быть изменен круг данных объектов путем:

· предоставления охраны официальным текстам законодательного, административного и юридического характера и официальным переводам таких текстов;

· исключения из охраны литературных и художественных произведений или каких-либо определенных их категорий, если они не закреплены в той или иной материальной форме;

· исключения из охраны политических речей и речей, произведенных в ходе судебных процессов;

· определения степени применения законов страны к произведениям прикладного искусства и промышленным образцам и моделям, а также условий охраны таких произведений, образцов и моделей. В отношении произведений, охраняемых в стране происхождения исключительно как образцы и модели, в других странах Союза может быть истребована лишь специальная охрана, предоставляемая в данной стране образцам и моделям. Однако если в данной стране не предоставляется такой специальной охраны, эти произведения охраняются как художественные произведения.

Указанные произведения пользуются охраной во всех странах Союза, которая применяется:

· к авторам, если они являются гражданами одной из стран Союза либо имеют свое обычное местожительство в одной из этих стран, независимо от того, опубликованы произведения или нет;

· к авторам, не являющимися гражданами стран Союза, если они впервые опубликовали произведение в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза;

· к авторам кинематографических произведений, создатель которых имеет свое основное место работы и обычное место жительство в одной из стран Союза;

· к авторам произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза.

Пользование авторскими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких-либо формальностей.

В отношении произведений авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, национальным режимом. Охрана прав в стране происхождения регулируется внутренним законодательством. Однако если автор не является гражданином страны происхождения произведения, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы – граждане этой страны.

По общему правилу срок действия авторского права составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Так, законодательством стран Союза может определяться срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства, но он не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения.

Страны Союза могут установить более продолжительные сроки охраны. Если по закону страны – участницы Конвенции, в которой предъявляется требование об охране, срок является более продолжительным, то применяется установленный в этой стране срок (п. 6 ст. 7 Бернской конвенции), но, он не может быть более продолжительным, чем

строк действия авторского права, который установлен в стране, где произведение было впервые опубликовано (п. 8 ст. 7 Бернской конвенции).

Средства защиты для обеспечения прав регулируются законодательством страны, в которой истребуется охрана.

Таким образом, объем правовой охраны (объем прав автора) и средства защиты, представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана. Они не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения.

Помимо этой коллизионной нормы, Конвенцией предусмотрены специальные права. К ним относятся:

· право требовать признания своего авторства на произведение;

· право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора;

Читайте так же:  Образец претензии о поставке некачественного товара

· исключительное право автора переводить и размещать переводы своих литературных и художественных произведений;

· исключительное право автора размещать воспроизведение своего произведения любым образом и в любой форме;

· исключительное право автора драматического, музыкально-драматического и музыкального произведения разрешать публичное представление и исполнение своего произведения, а также сообщение для всеобщего сведения любыми средствами представления и исполнения своих произведений;

· исключительное право автора литературного и художественного произведения разрешать передачу его в эфир или сообщение его для всеобщего сведения другим способом беспроводной передачи знаков, звуков или изображений, любое сообщение для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи переданного в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная, сообщение для всеобщего сведения переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или другого аналогичного устройства;

· исключительное право автора литературного произведения разрешать публичное чтение своих произведений, включая публичное чтение, осуществляемое любыми средствами или способами, и сообщение его для всеобщего сведения любыми средствами чтения;

· исключительное право автора литературного и художественного произведения разрешать переделки, аранжировки и другие переработки своих произведений.

Бернская конвенция действует с обратной силой.

Вторым основным многосторонним международным договором России является Всемирная Конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.

В соответствии с этой конвенцией каждое государство обязалось принять меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и других правообладателей на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. Однако содержание и защита авторских прав почти полностью зависит от национального законодательства той страны, где испрашивается охрана.

Всемирная Конвенция об авторском праве так же, как и Бернская конвенция, исходит из принципа национального режима. Национальным режимом пользуются вы

пущенные и не выпущенные в свет произведения граждан любого другого государства – участника Конвенции, а также произведения, впервые выпущенные в свет на территории другого государства-участника. При этом любое государство может в своем внутреннем законодательстве приравнять к своим гражданам любых лиц, домицилированных на его территории.

К формальностям, которые могут быть установлены внутренним законодательством государства для получения правовой охраны (депонирование экземпляров, регистрация, нотариальное удостоверение, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), приравнено проставление обозначения:

©, имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав,

год первого опубликования произведения

на экземплярах произведения, впервые выпущенного в свет за пределами этого государства и авторы которых на являются его гражданами. Но для приобретения и осуществления авторских прав на произведения, впервые выпущенные в свет на его территории, или на произведения его граждан, независимо от места выпуска их в свет, государство может требовать соблюдения указанных формальностей или других условий.

Государство вправе требовать от лица, которое обращается в суд, соблюдения процессуальных правил, как-то: представительства истца адвокатом, допущенным к практике в данном государстве, или депонирования истцом экземпляра произведения в суде или в административном органе и др. Однако факт невыполнения указанных требований не влечет недействительности авторского права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок охраны произведения определяется законом государства, в котором предоставляются требования об охране, но он не может быть короче одного из четырёх минимальных сроков:

1) периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;

2) 25 лет, считая со времени первого выпуска в свет (если к моменту вступления в силу Конвенции на территории государства срок исчислялся со времени первого выпуска произведения в свет);

3) 25 лет, считая со времени первого выпуска в свет или со времени регистрации произведения, предшествовавшей выпуску в свет (если к моменту вступления в силу Конвенции на территории государства срок охраны не исчисляется исходя из продолжительности жизни автора, а со времени первого выпуска произведения или регистрации этого произведения, предшествовавшей выпуску в свет);

4) 10 лет, если в государстве предоставляется охрана фотографическим произведениям, а также произведениям прикладного искусства, поскольку они являются художественными.

В Конвенции содержится только несколько унифицированных материально-правовых норм. В частности ст. V предусматривает право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переведённых произведений. Каждое государство может своим внутренним законодательством ограничить право перевода письменных произведений, но с соблюдением положений Конвенции.

Все остальные права авторов подлежат конкретизации и защите по внутреннему законодательству государств – участников Конвенции. Такой гибкий подход способствовал привлечению к участию в ней государств с различными системами авторского права.

Всемирная конвенция не имеет обратной силы.

Правовое регулирование охраны авторских прав производится также на уровне двусторонних международных соглашений. Такие договоры заключены с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Польшей, Швецией и некоторыми другими странами.

Правовая охрана произведений российских авторов, впервые обнародованных или необнародованных, но находящихся в какой-либо объективной форме, на территории РФ, а также признание за ними (их правопреемниками) авторского права на территории иностранного государства будут осуществляться только в случае участия этого государства наравне с Россией в многосторонних и двусторонних соглашениях об охране авторских прав. К произведениям и самим авторам будут применяться национальное законодательство иностранного государства, где испрашивается правовая охрана, и материально-правовые нормы международного договора.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенным 24 сентября 1993 г. государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями.

Государства-участники применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношениях между собой как к произведениям, созданных после 27 мая 1973года, так и к произведениям, охранявшимся по законодательству государств-участников до этой даты, на тех же условиях, которые установлены национальным законодательством в отношении своих авторов.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Международно-правовая охрана авторских прав.

Международные договоры, участником которых является Российская Федерация, являются источниками права, однако занимают обособленную позицию в иерархии.

В пункте 4 статьи 15 Конституции указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» Конституция РФ. Это же правило закреплено непосредственно в Гражданском кодексе РФ в пункте 1 статьи 7. В обоих документах так же закреплен принцип превалирования норм международного права над нормами национального права: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора» Гражданский кодекс РФ (п.2, ст.7).

Читайте так же:  Кто может участвовать в нотариальном удостоверении завещания по ст 1125 гк рф

Ниже будут подробно рассмотрены некоторые из договоров, регулирующие институт Авторского права.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Основным разработчиком этого документа являлась Международная литературная ассоциация (1878 г.), в 1884 г. переименованная в Международную литературную и художественную ассоциацию. Бернская конвенция была заключена в 1886 году и подписана представителями десяти государств — Англии, Бельгии, Гаити, Германии, Испании, Италии, Либерии, Туниса, Франции и Швейцарии. С тех пор Конвенция претерпела значительные изменения. Текст действующей Конвенции соответствует Парижскому акту 1971 года, измененному в 1979 году.

Законодательство, соответствующее требованиям Бернской конвенции, появилось в нашей стране только в 1993 году, а в 1995 году (с 13 марта) Россия стала полноправным членом Бернской конвенции.

Этот документ до сих пор является главным международным «инструментом» в сфере охраны авторских прав. Членами Бернской конвенции в настоящее время являются более 165 государств, которые образуют собой Бернский союз. Администрирует Бернскую конвенцию Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

В основе Бернской конвенции лежат следующие принципы охраны произведений:

· принцип национального режима — произведения пользуются во всех государствах Союза той же охраной, какая предоставляется произведениям их собственных граждан (п.3 ст.5 Конвенции);

· принцип автоматической охраны — охрана произведений не обуславливается выполнением каких—либо формальностей, например регистрации, депонирования, опубликования, обнародования (п.2 ст.5 Конвенции);

· принцип независимости охраны — охрана произведений в странах Союза не зависит от охраны в стране происхождения произведения (п.1 ст.5 Конвенции);

· принцип ретроактивной охраны — после вступления в члены Союза страна охраняет созданные в странах Союза произведения, даже если они до вступления в Союз не охранялись в этой стране (ст.2, ст.6bis);

· принцип ограничения права на воспроизведение — допустимо воспроизведение произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора (п.2 ст.9).

Конвенция устанавливает следующие минимальные нормы охраны, которые распространяются на подлежащие охране произведения и предоставляемые права, а также на срок охраны.

1) Охрана распространяется на научные, литературные или художественные произведения, независимо от способа или формы их выражения.

2) Личными неимущественными правами автора признаются:

· право авторства на произведение;

· право на защиту репутации автора.

Имущественными правами признаны:

· право на воспроизведение произведения;

· право на публичное исполнение произведения;

· право на сообщение для всеобщего сведения исполнения произведения;

· право на переработку произведения.

3) Охрана начинается с момента создания произведения и продолжается не менее 50 лет после смерти автора.

В 1979 г. в Бернскую конвенцию введен Дополнительный раздел для привлечения в ее члены развивающихся стран.

Однако не всё положения рассматриваемой Конвенции были приняты Россией, так, например, в нашем законодательстве была использована возможность, оговоренная пунктом 6 статьи 7: «Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий сроки, предусмотренные предшествующими пунктами» Бернская конвенция. В России срок действия исключительных прав на произведения составляется не 50 лет после смерти автора, а 70 (п. 3 ст. 1281).

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 350 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Международно правовая охрана авторских прав

Всемирная паутина – это масса полезной, интересной информации, но одни используют ее по назначению, а другие — в мошеннических целях. Международная охрана авторских прав гарантирует создателям произведений правовую защиту от «пиратских» посягательств. Об основных положениях международной практики в отношении защиты авторских прав я расскажу в статье.

Понятие, основные положения

В сфере правовых отношений международная охрана авторского права является весьма специфической. Большинство людей, особенно пользователей интернета, даже не подозревают, что постоянно сталкиваются с фактами мошенничества:

  • размещении видеороликов и фильмов;
  • распространение книг в разных форматах;
  • программное обеспечение;
  • прослушивание музыкальных файлов;
  • просмотр фотографий.

Любой контент, размещенный на сайте должен иметь защиту. Ну существует два характерных отличия между понятиями защита и охрана.

Защита подразумевает подтверждение или восстановление права на интеллектуальную собственность и возникает тогда, когда права были нарушены, потеряны или просто украдены.

Охрана – предоставление автору полномочий для беспрекословного владения своей собственностью. Оба этих понятия как бы дополнят друг друга. Но имея международно-правовую охрану авторских прав, необходимость в защите просто отпадает. И если подобная ситуация возникает, то владелец имеет возможность восстановить свои права и наказать злоумышленника, попытавшегося воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью. Это могут быть не только книги, но и такие виды собственности:

  • фотографии;
  • художественные произведения;
  • полиграфия;
  • художественные произведения;
  • музыка;
  • сценарии;
  • топографические, астрономические, космические карты;
  • танцевальные, балетные постановки;
  • объекты архитектуры.

Несмотря на то, что список ограничен, каждый случай рассматривается отдельно. Поэтому, каждый, кто решил воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью, должен понимать, какая ответственность за это предусмотрена. Это воровство, которое обязательно должно быть наказано или предупреждено.

Важно! Если в названии произведения имеется значок ©, то он предупреждает, что владелец против того, чтобы его собственность использовалась кем-либо другим.

Даже небольшая фраза из книги, цитата, репродукция, фотография не могут быть использованы без согласования с автором. Не имеет никакого значения, какую ценность имеет интеллектуальная собственность. Все охраняемо и наказуемо одинаково.

Но в законодательных рамках не считаются охраняемыми такие варианты собственности:

  • официальная документация, законодательные статьи;
  • гербы, символики государств, регионов, городов;
  • объекты фольклорного искусства, если нет данных об авторе;
  • сообщения информационного характера со ссылкой на источники.

Все объекты умственного труда, которые находятся под международной охраной авторских прав, могут быть использованы владельцем по его личному усмотрению. Сдаваться в аренду, издаваться, но только на основании отдельных соглашений, дающих право временного использования. Информация об этом обязательно должна быть указана.

Например, публикация размещена на основании договора за номером таким-то, заключенным с владельцем интеллектуальной собственности. Или: все прав данного материала принадлежат такому–то лицу. Формулировка в данном случае не столь важна. Главное, чтобы она давала понять, кто является истинным владельцем данного материала.

Охран авторских прав в международном формате обеспечена коллиозным и материально правовым методом регулирования.

  1. Коллиозный метод не имеет четкой формулировки, но дает направление на места, где можно найти необходимую информацию о владельце. Например, это может быть договор, на основании которого владелец дает право некому лицу использовать его интеллектуальную собственность в другой стране. Все претензии и споры по этому вопросу будет рассматриваться на основании законодательства именно этой страны.
  2. Материально – правовой – это договора международного формата, ссылающиеся на конкретные условия авторского права. Например, согласно статьи Всемирной конвенции автору предоставляется право владения на весь период его жизни и на протяжении определенного количества лет после его смерти.
Читайте так же:  Возраст вступления в брак в россии

Законодательство любого государства, признавая авторское право, обязательно ссылается на различные конвенции:

  • Бернская, охраняемая литературные и художественные произведения;
  • Всемирная (Женевская) дает возможность обеспечить охрану более чем в ста странах мира, которые являются ее участниками.

Именно Всемирной обеспечена более надежная охрана. Разработана она была еще в 1952 году эгидой ЮНЕСКО. В конвенции предусмотрены основные положения, обеспечивающие право:

  • обладать равными правами на интеллектуальную собственность на территории всех стран участниц;
  • минимальные период – вся жизнь и 25 лет после смерти;
  • автор имеет право переводить произведение в любой стране участнице.

Для тех, кому не совсем понятно, советую посмотреть ролик.

Как оформить международную охрану интеллектуальной собственности

Для оформления необходимо собрать определенный пакет документов, представленный в таблице.

Вид документа

Форма Особые отметки

Оформлено заявителем на бланке специального формата.

Личные данные заявителя Паспортные данные, место жительства, контакты

Для компании – название, юридический адрес, код

Данные на вид интеллектуальной собственности

Данные об окончании работы над объектом, место его публикации, данные о защите прав в собственной стране.

Пример произведения на материальном или съемном носителе

Отсканированное произведение на А-4 или перенесенное на съемный носитель

Копия договора, заверенная нотариально

Данные на наследников

Паспорта наследователей, степень родства

Договор регистрации собственности в таможенном реестре

Предоставляется только оригинал.

Чтобы исключить потерю, копия оригинала заверяется нотариально и остается на руках обладателя.

Некоторым владельцам такая процедура может показаться сложной, не совсем понятной. Поэтому существуют юридические компании, для которых это является ежедневной работой. Они готовы выполнить ее в максимально сжатые сроки.

Международный реестр

При регистрации авторских прав на территории РФ, все данные на интеллектуальную собственное и на ее владельца имеются в специальном реестре. Многих обладателей интересует, где можно получить подобные сведения в международном формате. Сразу стоит огорчить многих. В связи с тем, что процедура регистрации почти полностью автоматизирована, подобных реестров нет.

В отдельных государствах существуют базы, добровольные депозитарии, куда данные вносятся в ручном режиме. Это целесообразно, так помогает экономить время в случае возникновения споров.

Ситуации из практики

Учитывая то, что международная охрана осуществляется на высоком уровне, сталкиваться с подобным спором приходится редко. Но бывало.

Обратился клиент, с жалобой на то, что некое издание в Германии опубликовало его книгу без всяких согласований. При выяснении данных дела, удалось узнать, что у правообладателя просто истек срок, о чем он просто не знал. Все, что удалось предпринять, это заставить издание изъять произведение из продажи и восстановить его только после соответствующего соглашения с владельцем. Этот договор был заключен позже. После того, как автор сумел зарегистрировать международную охрану пожизненно.

Еще один автор обнаружил, что на некотором сайте была опубликована его книга в переводе. Никаких разрешительных соглашений на это он не давал. Пришлось потеребить автора издания. Стало известно, что он просто взял информацию с личного сайта автора, перевел произведение и опубликовал. Как он утверждал, что таких у него много на сайте и до сих пор споров не возникало.

Наказать его на основании законодательства его страны не удалось. Международной охраны интеллектуальная собственность не имела. Но удалось заставить владельца убрать произведение с сайта и согласовать вопрос с автором. Что и было сделано после того, как было обеспечена международная охрана.

Заключение

Большинству владельцев интеллектуальной собственности хорошо знакома ситуация с международной охраной. О защите авторских прав стоит предупредить не совсем порядочных пользователей, предпочитающих развивать свой бизнес путем не совсем правомерных действий.

Даже одна страница, фраза, иллюстрация из книги, опубликованная без соответствующего соглашения обладателя, влечет серьезные проблемы. Перед тем, как что-то копировать и размещать, обратите внимание на наличие значка ©. Это гарантия, что произведение охраняемо и его несанкционированное использование влечет серьезные проблемы с законом любой страны.

Международная система охраны авторского права

Нормы авторского права способствуют росту культурного уровня общества, охране прав и интересов творцов научных и литературно-художественных ценностей.

Отношения в сфере научного и художественного творчества регулируются различными нормативными актами, которые в совокупности составляют законодательство государства об авторском праве. Оно характеризуется определенным единством, проявляющимся в задачах и общей направленности всех законодательных актов; в круге регулируемых им отношений, способах защиты авторских прав.

Законодательство об авторском праве — составная часть каждого гражданского законодательства.

Нормы авторского права содержатся в различных законодательных и нормативных актах государственного значения. Единство норм авторского права в государстве предопределено необходимостью участия в международных конвенциях по охране авторских прав.

Международная система охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе которого лежит, прежде всего, Бернская конвенция “Об охране литературных и художественных произведений” в её многочисленных редакциях.

К числу важнейших изменений следует отнести уточнение к ст.3, в соответствии с которым охрана предоставлялась произведению, впервые опубликованному в стране-участнице Конвенции, даже в том случае, когда автор являлся гражданином страны, не входящей в Бернский союз. Таким образом, территориальный принцип конвенции оставался неизменным, однако акцент был перенесён с издателя на автора произведения — в результате чего Конференция 1896г. конкретизирует принцип национального регулирования [19,стр.64].

Для разрешения противоречий возникающих из коллизий в праве, различий в национальных законодательствах, Конвенция приняла два основных принципа: принцип национального режима и принцип минимального объема защиты.

Бернская конвенция 1886г. содержит наравне, с так называемыми, основными (материально-правовыми) и административные предписания, а также нормы, отсылающие в определенных случаях к национальному законодательству. Основным принципом создания этого международного соглашения является создание многосторонней системы охраны прав авторов произведений литературы и искусства при предоставлении иностранцам тех же прав, которые имеют граждане стран-участниц. Говоря об охране авторских прав нельзя не оговорить, что четко относиться к охраняемым произведениям.

Согласно п.8 ст.7 Бернской конвенции 1971г. срок охраны определяется законодательством страны, в котором истребуется охрана, однако если законодательством этой страны не предусмотрено иное, этот срок не может быть более продолжительным. Например, в Испании срок охраны произведений составляет период жизни автора и 60 лет после его смерти, однако произведения российских авторов будут охраняться лишь в течение 50 лет после смерти авторов, т.к. законодательство Российской Федерации устанавливает срок действия прав авторов в течение их жизни и 50 лет после смерти [5,стр.263].

Читайте так же:  Какие товары подлежат возврату после покупки

В Бернской конвенции содержатся подробные правила в отношении содержания авторских прав. Объем прав определяется по закону страны, где предъявляются требования к охране. Субъекту охраны предоставляется национальный режим, т.е. те же права, которые предоставляются соответствующим законом гражданам данной страны. Кроме того, автору предоставляются права, особо предусмотренные Бернской конвенцией. Осуществление прав в другой стране не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится как к объекту охраны, так и к порядку судебной защиты прав автора. В отношении судебной защиты гражданину каждой страны Союза в любой стране Союза также обеспечен национальный режим.

Наряду с Бернской — действует Всемирная конвенция об авторском праве 1952г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971г.). Всемирная конвенция исходит из принципа национального режима, как и Бернская конвенция. В силу этого принципа в каждой стране-участнице произведениями иностранных авторов предоставляется такая же охрана, как и произведениям своих граждан, т.е. применяются правила национального законодательства об авторском праве. Но в отличие от нее этот принцип здесь играет большую роль. Всемирная конвенция предоставляет основное регулирование национальному законодательству [15,стр.93]. Конвенция дает примерный перечень охраняемых произведений. Законодательство ряда стран идет по этому пути.

Основными задачами настоящей Конвенции являются:

  • — обеспечение во всех странах охраны авторского права на литературные, научные и художественные произведения;
  • — дополнительное обеспечение действующих международных систем охраны;
  • — обеспечение уважения прав личности и не препятствование развитию литературы, науки и искусства;

Подробно решен во Всемирной конвенции вопрос о лицах, имеющих право на охрану. Согласно ее правилам, охраняются авторские права граждан государств, участвующих в Конвенции, независимо от места первого выпуска их произведений в свет. Охраняются авторские права граждан государств, не участвующих в Конвенции, произведения которых впервые вышли в свет на территории государства-участника конвенции.

Действие Всемирной конвенции распространяется на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство-участник имеет право внутренним законодательством предоставить такую же охрану авторских прав всем лицам, постоянно проживающим на территории этого государства, как и своим гражданам.

Основное правило Венской конвенции (правило о национальном режиме) содержится в ст.2. Эта статья предусматривает:

  • 1. Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории;
  • 2. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого Договаривающегося Государства пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую это Государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан;
  • 3. Для целей настоящей Конвенции, любое Договаривающееся Государство может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам лиц, домицилированных на территории этого Государства.

Таким образом, Венская конвенция предусматривает охрану прав на опубликованные произведения для граждан Государств, участвующих в ней, даже и в том случае, если произведение впервые было опубликовано на территории Государства, не участвующего в ней [22,стр.413].

Всемирная конвенция уделяет внимание условиям предоставления охраны авторских прав: специальное обозначение на всех экземплярах произведения, начиная с первого издания (C), имя обладателя авторского права, год первого выпуска издания в свет; специальные процессуальные требования; продолжительность срока охраны и др.

Сотрудничество предусматривает, что государства-члены будут заботиться о полном и эффективном применении международных соглашений и Конвенции об авторском праве, о распространении культурных ценностей, в которых они участвуют или к которым они решат присоединиться в будущем.

Усовершенствование международного законодательства ориентирует политику государств в области авторского права на обеспечение оптимального баланса интересов общества и создателей произведений, от которого во многом зависит перспектива экономического и духовного развития стран.

Таким образом, основные цели этих конвенций — достижение максимальной гармонизации различных правовых систем при решении вопросов авторского права.

[1]

Законодательство некоторых стран предусматривает возможность охраны авторских прав более чем на один срок. Так, в свое время в США, а сейчас на Филиппинах предусматривалось два срока охраны. Причем второй срок вступал в силу после выполнения целого ряда формальностей, которые должны быть выполнены в течение последнего года действия первого срока охраны авторского права. Имея в виду вышеуказанные случаи, Конвенция предусмотрела, что страны, в которых первый срок охраны авторского права превышает 25 лет, установленные Конвенцией, вправе не соблюдать это правило в отношении второго либо любого последующего срока действия авторского права. Это означает, что обладатель авторских прав, желающий продлить срок действия своих прав на следующий период, обязан выполнить все формальности, существующие на этот счет в конкретных странах

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с законом об авторском праве США 1976г. (ст.104) иностранные авторы получают охрану в следующих случаях:

  • · если их неопубликованные произведения находятся на территории США;
  • · если произведение впервые опубликовано в США или в ином государстве-участнике Венской конвенции об авторском праве;
  • · если Президент США предоставил авторам какого-либо Государства охрану авторских прав в США в связи с тем, что в их Государстве аналогичная охрана предоставляется американским авторам [11,стр.221].

Источники


  1. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.

  2. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.

  3. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.
  4. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
  5. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
Международно-правовая охрана авторских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here