Кто такой правообладатель в авторском праве

Сегодня рассмотрим следующий вопрос: "Кто такой правообладатель в авторском праве" с комментариями профессионалов. Все вопросы задавайте нашему дежурному юристу.

Музыкальное произведение как объект авторского права

Музыкальные произведения – одни из самых распространенных объектов авторского права, вопросы их правового режима и защиты остаются актуальными. Кроме того, некоторые моменты авторского права здесь могут пересекаться со смежными правами на эти же объекты. Обратим пристальное внимание на эти и иные особенности.

Общие положения

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ музыкальные произведения делятся на два типа: с текстом и без него. В первом случае речь идет по большому счету о песнях, во втором – лишь о музыкальной композиции. Рассмотрим каждую разновидность более подробно.

Музыкальное произведение без текста

В данном случае мы имеем дело с определенной комбинацией звуков, у которой существует автор, придумавший определенную последовательность нот, а затем объективно выразивший все это, например, записав ноты на бумаге.

На выходе мы имеем только один результат интеллектуальной деятельности, у которого единственный автор (за исключением случаев, когда произведение создается в соавторстве).

Вместе с тем здесь следует обратить внимание на такой момент. Представим, что рок-группа создает композицию, и каждый ее участник (гитарист, барабанщик, бас-гитарист, клавишник) написали свою партию. Возникло соответственно четыре объекта авторских прав, однако на выходе, скорее всего, получится единый сложный объект (произведение, включающее в себя все партии инструментов). Такой случай допускается в соответствии с п. 1 статьи 1240 Гражданского кодекса РФ. Для этого необходимо, чтобы создатель сложного объекта заключил с каждым из участников договоры (лицензионные или об отчуждении). Так, правообладателем готовой композиции будет уже конкретное лицо, а участники группы, создавшие простые объекты (в нашем случае это инструментальные партии), уже не будут иметь исключительных прав на сложный объект. Как правило, создателем композиции как сложного объекта в музыкальной группе является ее лидер, который руководит общим творческим процессом.

Роман Билык – лидер, вокалист и гитарист группы «Звери» – не так давно от своего имени подал иск в суд на ООО «Кинокомпанию «Лунапарк» и ООО «Централ Партнершип» за нарушение исключительных прав на песню «Южная ночь». Из этого можно сделать вывод, что именно он единолично обладает исключительным правом на песню как создатель сложного объекта.

Музыкальное произведение с текстом

Здесь вместе с инструментальными партиями присутствует и текст, как правило, в стихотворной форме. Наиболее распространенный вид таких произведений – песни. У песен, как правило, присутствуют два автора – композитор (создатель музыки) и поэт (автор текста), причем именно они указываются в качестве авторов, следовательно, можно говорить о наличии соавторов, причем это как раз тот случай, когда оба результата творческой деятельности могут быть использованы отдельно. Так, авторами песни «Воспоминания о былой любви» являются Михаил Горшенев (музыка) и Андрей Князев (текст) (см., например, информацию с Интернет-ресурса Muzland: https://muzland.ru/songs.html?auth=34&song=12).

Если нарушены исключительные права только автора текста или композитора (одного из соавторов), то в силу п. 4 статьи 1258 ГК РФ каждый из них может заявить о нарушении и потребовать защиты. Следовательно, если кто-то скопирует текст песни, то именно поэт, а не композитор может требовать выплаты компенсации, в то время как при использовании музыкальной части происходит обратное. Впрочем, соавторы могут заключить между собой договор, в силу которого правообладателем будет являться кто-то один.

Особенности смежных прав на песню

Мы уже выяснили, что композитор и поэт приложили интеллектуальный труд к созданию музыкального произведения и в силу этого приобрели авторские права. Вместе с тем в данном случае можно говорить и о смежных правах в следующих случаях:

  1. Певец в качестве исполнителя приобретает смежное право на исполнение песни, является субъектом смежных прав в соответствии со ст. 1313 ГК РФ. Следовательно, если кто-то посягнет на исполнение (например, скопирует его), то о нарушении будут заявлять не авторы песни, а именно он. Также в качестве исполнителей могут быть и музыканты, воспроизводящие на инструментах музыку.
  2. Организации, записывающие фонограммы, приобретают смежные права на них. Под фонограммой понимается запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (статья 1322 ГК РФ). Иными словами, фонограмма – это та запись песни, которую мы слушаем на дисках, в Интернете. В некоторых случаях организации-правообладатели могут также заявить о нарушении. В качестве примера можно привести случай, когда предприниматель скопировал песню на диски и стал продавать контрафактный товар. На диске содержится песня как объект авторского права и одновременно фонограмма как объект смежных прав. Представляется, что здесь имеют место нарушения как прав авторов, так и прав организации, являющейся обладателем исключительных прав на фонограмму.

Регистрация авторских прав на песню: требуется ли она в соответствии с ГК РФ?

Очень часто задается вопрос: как зарегистрировать авторское право на песню. Мы уже не раз говорили, что возникновение авторских прав на произведения происходит с момента создания объекта, никаких формальностей в данном случае не требуется. Однако для надежности стоит ознакомиться с такой процедурой, как депонирование – фактическая фиксация произведения в специальной организации (например, в Российском авторском обществе). Это в дальнейшем освободит автора музыкального произведения от доказывания своего авторства и наличия исключительных прав у него.

Более подробно о защите интеллектуальных прав см. соответствующую статью.

Кто такой правообладатель в авторском праве

Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации.
Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Читайте так же:  Ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

Почему эти понятия различаются и требуют различного подхода?

В настоящий момент в России не предусмотрено какой-либо официальной процедуры регистрации авторский прав на произведения (кроме программ для ЭВМ). В соответствии с действующим законодательством, в России действует презумпция авторства. Что это значит? Авторство признается юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Автором произведения считается лицо, указанное автором на оригинале или экземпляре произведения, пока не доказано обратное.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.
Чтобы обновленные нормы были максимально эффективными, и их применение несло определенные результаты, законодатели изучили ранее действовавшие нормативы, и дополнили их новыми положениями, в частности, непосредственно затрагивающими все нюансы, которые отмечаются при взаимодействии сторон, принимающих участие в авторском соглашении.

Правообладатель объекта недвижимости

На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел. В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с понятиями «Авторское право» и «Автор». Сегодня мы постараемся подробно рассмотреть данный вопрос и узнаем права правообладателя, кто является собственником объекта интеллектуальной деятельности, как им стать и прочее.

С 1 августа 2013 г. вступит в силу Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»* (Закон о борьбе с пиратством), который грозит серьезными перебоями в работе крупнейших социальных сетей, торрент-трекеров и прочих популярных сайтов.
Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем.

Передача исключительного права может быть осуществлена при заключении договора отчуждения (уступки) исключительного авторского права на произведение при этом правообладателем становится лицо, которому автор отчуждает все имущественные авторские права.

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Некоторые элементы не могут быть отнесены к области авторского права, и в их отношении закон защиту не установит. К ним относят информационные уведомления, официальную документацию, доступную для широкой аудитории, элементы фольклорного характера, государственные знаки и символы, нереализованные творческие идеи и планы, если они не были ранее закреплены на конкретным пользователем на официальном уровне и многое другое.
Разница в том, что владельцем может быть сам автор, тот кто его нанял или любое другое лицо, которому были переданы определенные полномочия на основе заключенного договора.

Авторское право и его субъекты

В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.
Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Как показывает практика, иногда приходится доказывать своё авторство. Существуют разные способы, выработанные авторами произведений и примененные на практике, которые могут помочь при возникновении в будущем спора об авторстве.Это текстовое дополнение к видео «Авторское право писателя». Ниже приведены полезные ссылки, а также полный текст Правового заключения от платформы Ridero.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

Данный функциональный элемент кодекса получил наименование «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав.

Establishment of an Artwork Holder

Что же касается объекта авторского права, то это продукт, полученный человеком после тщательного исполнения действий, соприкасаемых с творческой или интеллектуальной работой. Закон устанавливает, что конкретный продукт являет собой объект защиты лишь при наличии требования, что в его отношении установлен автор, который хочет защитить свою работу. В ст.1259 ГК РФ обозначены определенные достижения человека, которые признаются возможными объектами защиты:

  1. Литературные творения, включая сценарии, музыкальные произведения и пьесы.
  2. Хореографические наработки и сочинения мимодраматического плана.
  3. Творения визуального характера, в частности фильмы, рекламные ролики, и прочие продукты аудио и видеовизуального ряда. Так, авторские права на песню также будут объектом пристального внимания со стороны государства.
  4. Результат художественной работы, а также архитектурные, градостроительные и ландшафтные проекты, имеющие некие уникальные характеристики.
  5. Плоды картографии, планы, схемы, фотоизображения, а также продукты, относящиеся к топографическим и географическим изысканиям.
  6. Сочинения творческого жанра, если для их создания использованы многие источники, а кроме того плоды, полученные в результате переработки уже существующего произведения.
  7. Компьютерные программы, но при условии, что они приравнены к литературным или художественным творениям и являются копирайтом.
Читайте так же:  Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в россии

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введённых в гражданский оборот законным путём.

Если речь о защите в сети Интернет, то защита авторских прав на русскоязычном рынке в настоящий момент достаточно серьезно реформирована. В силу вступил ряд поправок, в соответствии с которыми разработан механизм защиты. Для решения проблемы защиты прав был разработан Федеральный закон №187 -ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях”. Данный Федеральный Закон установил механизм защиты авторов в сети Интернет. Если правообладатель обнаружил, что информация распространяется с нарушением его авторских прав, он вправе обратиться в суд с заявлением о применении обеспечительных мер в виде ограничения доступа к информационному ресурсу. Подробнее об этом — ниже.

Что касается способов защиты. Основной закон, регулирующий авторские и исключительные права на произведение — это Гражданский кодекс Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством, для возникновения и защиты авторских прав не требуется какая-либо регистрация произведения. То есть, для того, чтобы произведение считалось объектом авторского права, его нужно создать.

Собственник и автор могут быть разными людьми. Допустим один человек написал картину и является ее создателем, но затем он передал полномочия на нее другому человеку, который будет ее собственником. Авторское право регламентируется в Российской Федерации определенными законодательными нормативами. До 2008 года в нашей стране действовал закон «Об авторском праве и смежных правах», однако со временем данный норматив утратил свою правомочность, и как итог – основой для регламентации правоотношений в данной сфере стал Гражданский кодекс, а именно ч.4.

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды).
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде. Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

Соавторство

Мы продолжаем цикл статей об авторском праве и сегодня рассмотрим такую тему, как «Соавторство». В рамках данной статьи мы поговорим о том, кто такие автор, соавтор и правообладатель с юридической точки зрения, что означает «соавторство» в соответствии с законом и какие существуют виды соавторства.

Автор, соавтор и правообладатель – правовые определения

Для начала следует понимать, что с точки зрения закона:

  • автор, соавтор и правообладатель – это неидентичные понятия;
  • автор изначально является правообладателем;
  • автором, соавтором и правообладателем может быть человек в одном лице (например, если автор написал статью в соавторстве с другим человеком, то помимо автора, он будет и соавтором, и правообладателем одновременно).

А теперь давайте рассмотрим, что означает каждое из вышеназванных понятий в отдельности.

Обратите внимание, что необязательно указывать авторство только на оригинале произведения или его экземпляре. Также допустимо использовать другие способы, идентифицирующие как произведение, так и автора или правообладателя. Это важно, например, при доведении произведения до всеобщего сведения через интернет.

Более подробно про «соавторство» мы будем писать чуть ниже, а здесь стоит лишь выделить, что деятельность, осуществляемая двумя и более авторами, должна быть совместной. То есть соавторы должны иметь между собой соглашение о создании конкретного произведения.

Интересно отметить, что в русском языке приставка «со-» означает некую «общность, взаимосвязь, совместность».

Другими словами, правообладателем может быть:

Надеемся, что теперь вам стало более понятным, что представляет собой каждое из перечисленных определений. Теперь давайте перейдем непосредственно к соавторству.

Соавторство: как нам это трактует закон?

Выше мы уже упомянули статью в законе, где говорится о соавторстве (соавторах), обратимся к ней еще раз. Не будем повторяться, а ответим лишь на вопрос: что же считать «совместным творческим трудом»?

Для того чтобы труд считался «совместным», необходимо наличие устного либо письменного соглашения между соавторами (второе, с юридической точки зрения, предпочтительнее). При этом необязательно, чтобы соавторы создавали произведение в одно и то же время и находились в одном и том же месте, достаточно договоренности (соглашения) о создании произведения.

В противном случае (при отсутствии такого соглашения) соавторство не возникает. Так, например, авторы, написавшие статьи для одного и того же сборника, но при этом не имеющие соглашения друг с другом, не будут считаться соавторами, поскольку они создавали произведения независимо друг от друга (без соглашения). Не будет соавторством также случай, когда одно произведение создано на основе уже имеющегося другого. Например, когда мелодия написана к уже давно существующим стихам.

Напротив, когда авторы договорились о создании произведения и создают это произведение совместно, это будет признаваться соавторством. Здесь в качестве примера можно привести такой вариант соавторства, как интервью. Если интервьюер, помимо каких-то «дежурных» вопросов, выражает свои мысли в форме предложений и абзацев относительно заданной в интервью темы, придавая произведению авторскую «форму», он будет соавтором произведения, так как вносит в произведение и свой творческий вклад.

Читайте так же:  Типовой образец договора купли-продажи оборудования между физическими лицами

Виды соавторства: «делимое» и «неделимое»

Соавторство бывает «делимым» и «неделимым».

Интервью, которое приводилось в пример чуть выше, тоже относится к «неделимому» соавторству, поскольку также является произведением, представляющим собой неразрывное целое.

Чтобы было более наглядно, давайте рассмотрим особенности обоих видов соавторства в форме сравнительной таблицы.

Соглашение о соавторстве

Если вы соавтор и у вас нет письменного соглашения с вашим партнером-соавтором, возможно, стоит задуматься о его заключении. Хотя законодатель не обязывает соавторов заключать такие соглашения (то есть это ваше право, а не обязанность), наличие письменных договоренностей всегда лучше, чем их отсутствие. Тем более что отношения в бизнесе, как и в другой области жизни, могут меняться.

Рассмотрим следующую ситуацию.

Вы создаете большую часть произведения, занимаетесь почти всеми организационными, финансовыми и другими вопросами, касающимися использования произведения. При этом ваш соавтор не претендует на вознаграждение. Предположим, он использует соавторство только как возможность «раскрутки» своего имени. И вы уверены, что вознаграждение будет только вашим (по крайней мере, точно большая часть).

С юридической точки зрения, здесь нет гарантии, что завтра, когда ваш «совместный» труд принесет вам большую прибыль и известность, ваш соавтор не потребует половину вашего заработанного труда. С моральной точки зрения, это несправедливость, но в соответствии с законом он будет прав, поскольку между вами отсутствует соглашение о соавторстве, а значит вознаграждение должно быть распределено пополам. Именно поэтому лучше позаботиться о своей «юридической безопасности» заранее, заключив «соглашение о соавторстве». Наличие такого соглашения расставит все на свои места: кто и за что отвечает в вашей работе, как будет распределяться вознаграждение за использование произведения, а также поможет урегулировать многие другие важные для вас вопросы.

Вам необходимо соглашение о соавторстве, если:

  1. Вы вкладываете в создание произведения больше, чем ваш соавтор;
  2. Произведение, над которым вы работаете совместно с соавтором, представляет для вас большую ценность;
  3. Произведение, написанное в соавторстве, приносит вам большую прибыль.

Что вам даст наличие соглашения о соавторстве:

  1. Порядок в деловых отношениях с партнером-соавтором;
  2. Возможность урегулирования спора мирным путем (без обращения в суд);
  3. Больше шансов защитить свои права в суде (с помощью соглашения это сделать гораздо легче и быстрее);
  4. Возможность получить свое законное вознаграждение в «полном» объеме (так как оно будет зафиксировано в соглашении).

Садыкова Лилия, юрист

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

Как видите, в авторском праве существует очень много тонкостей. И если вы получаете основной доход от деятельности, которая подпадает под законодательство об авторском праве, то вполне логичным шагом, в том числе с экономической точки зрения, будет разобраться с основными понятиями, а затем углубиться конкретно в свое направление.

Тренинг «Правовой ликбез»

В ноябре начнется блок «Авторское право», в рамках которого мы не только изучим основы авторского права, но и углубимся в тонкости отдельных тем.

Обратите внимание, что законодательство об авторском праве регламентирует не только то, как защитить свои права, но и как не нарушить чужие, что порой даже важнее. Ознакомиться с подробной программой можно ЗДЕСЬ.

Стоимость участия постепенно увеличивается, поэтому правильным первым шагом к защите своих авторских прав будет зарезервировать место в этом блоке.

Уточняющие вопросы задавайте в комментариях — на все отвечу.

А если вам необходимо проконсультироваться по теме статьи или подготовить правовой документ, то пишите мне на почту (смотрите раздел Контакты).

Кто такой правообладатель в авторском праве

Правообладатель — сторона в договоре коммерческой концессии, передающая пользователю свои исключительные права. По английски: Rightholder См. также: Приватизация Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

правообладатель — Физическое или юридическое лицо, обладающее авторским правом. [http://www.morepc.ru/dict/] правообладатель Физические лица, а также коммерческие или некоммерческие организации, получившие лицензию на использование знаков, обозначений и/или… … Справочник технического переводчика

Правообладатель — физическое или юридическое лицо, обладающее какими либо определенными правами. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Правообладатель — см., напр., Договор коммерческой концессии … Энциклопедия права

ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ — автор, его наследник, а также любое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительным правом на программу для ЭВМ или базу данных, охраняемую топологию в силу закона или договора … Юридическая энциклопедия

[1]

правообладатель — 4.45 правообладатель (stakeholder): Лицо или организация, имеющие право, долю, требование или интерес в системе или в обладании ее характеристиками, удовлетворяющими ее потребности и ожидания. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ — лицо, которому принадлежат права на объект интеллектуальной собственности по закону либо договору (статья 8 ТмК Республики Беларусь). Правообладатель или иное лицо, представляющее его интересы, имеющие основания полагать, что при перемещении… … Таможенное дело. Толковый словарь

Правообладатель — © Право интеллектуальной собственности … Википедия

правообладатель — правооблад атель, я … Русский орфографический словарь

Правообладатель — см., напр., Договор коммерческой концессии … Большой юридический словарь

Нередки случаи, когда произведение было создано творческим трудом нескольких авторов, которые в этом случае именуются соавторами. Количество таких лиц законом не устанавливается и не ограничивается.

Для сравнения интерес представляет опыт США. До 1976 г. американские суды при рассмотрении споров соглашались с тем, что соавторство не обязательно является результатом сотрудничества. Однако в дальнейшем соавторами стали признавать граждан, участвовавших в единовременном создании произведения [1] . Оно считается написанным в соавторстве только при «наличествующем в момент сочинения намерении слить или объединить части в единое целое» [2] .

В отечественном авторском праве нашла отражение концепция «расширительного соавторства». Суть в том, что созданным в соавторстве будет считаться любое совместное произведение, если авторы, сплотив усилия, внесли каждый свою лепту в единое произведение, объединив свои части общим замыслом (даже в том случае, если в этом произведении можно определить вклад каждого из авторов) [3] . Таким образом, признаками соавторства являются: совместный труд нескольких лиц; создание коллективного произведения; принадлежность авторских прав на произведение всем, кто над ним работал [4] .

Творческий характер должен сопровождать труд соавторов. В литературе справедливо отмечается, что «процесс совместного труда может складываться по-разному: соавторы от начала до конца работают над общим произведением; некоторые соавторы приступают на любой стадии творчества — от вынашивания замысла до завершения работы над произведением; бывает, что один из соавторов усовершенствует сделанное другим. Величина творческого труда не влияет на решение вопроса о признании соавторства. Вклад должен быть творческим и не ограничиваться технической помощью или сотрудничеством» [5] .

Читайте так же:  Как получить лицензию на оружие

Все соавторы обладают авторскими правами. Право на использование произведения принадлежит соавторам совместно (п. 4 ст. 1228 ГК РФ). Правоотношения между соавторами могут определяться соглашением между ними. В случае отсутствия соглашения при раздельном соавторстве соавторы осуществляют свои права в отношении произведения совместно, однако каждый из них вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению (п. 2 ст. 1258 ГК РФ). При нераздельном соавторстве ни один из авторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Правообладатели

Кроме авторов, субъектами авторских и смежных прав также выступают правообладатели. В отличие от автора правообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Несмотря на то, что ГК РФ не раскрывает содержание понятия «правообладатели», их можно определить как лиц, имеющих или получивших права на законных основаниях на использование результата интеллектуальной деятельности.

Среди правообладателей особое место принадлежит публично-правовым образованиям. Российская Федерация и се субъекты участвуют в правоотношениях в сфере исключительных прав. Такое участие обусловлено в основном прямым бюджетным финансированием на создание объектов интеллектуальной собственности. У публично-правовых образований возникновение интеллектуальных прав возможно с помощью следующих способов:

  • — в связи с исполнением государственного или муниципального контракта;
  • — приобретение прав общегражданскими способами (например, наследование);
  • — создание результатов интеллектуальной собственности в порядке исполнения служебного задания;
  • — возникновение прав на единую технологию (ст. 1542 ГК РФ) [6] . Вышеизложенное указывает на то, что единственным способом

возникновения прав на результаты интеллектуальной деятельности у публично-правового образования, который не применим к остальным субъектам, является исполнение государственного или муниципального контракта.

Статья 2 Бернской конвенции в качестве субъектов закрепляет не «правообладателей», а «правопреемников».

Правопреемник — физическое или юридическое лицо, к которому перешли имущественные права по закону или в силу других юридических оснований, например, при реорганизации юридических лиц.

Защита авторских и смежных прав

Авторские права

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами и им предоставляется правовая охрана согласно законодательству Российской Федерации.

Объекты авторских прав включают (ст. 1259 ГК РФ):

  • Произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
  • Программы для ЭВМ.
  • Производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения).
  • Составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или другие подобные произведения).
  • Другие произведения.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

[3]

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ст. 1281 ГК РФ).

Смежные права

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

Объекты смежных прав:

  • Исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • Фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Срок действия смежных прав:

  • на исполнение — в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю (ст.1318 ГК РФ),
  • на фонограмму — в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись (ст.1327 ГК РФ),
  • на сообщение радио- или телепередачи — в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю (ст.1331 ГК РФ),
  • на базу данных — в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания (ст.1335 ГК РФ),
  • публикатора — в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 ГК РФ).

Автор и правообладатель авторского права

Автор и правообладатель на авторство – их понятие, как субъектов гражданского права в отношении творчества. Какие существуют категории права на распоряжение собственным творчеством?

Кто такой правообладатель?

Правообладатель — это субъект гражданского права, который имеет исключительное право распоряжения на полученное творчество. Может ли быть автор правообладателем и наоборот? Авторское право – это совокупностью норм, которые регулируют право пользования творческой деятельностью, способы владения и распоряжения ею. Это могут быть литературные, музыкальные и аудио произведения, перевод текстов, хореографические постановки, художественное творчество, фотография, изобретения, компьютерные программы, секреты производства, селекционные достижения и даже архитектурные объекты.

Читайте так же:  Возврат ндфл при долевой собственности

Кто такой автор?

Автор — это обязательно физическое лицо, трудом которого получен предмет творческой деятельности, он может быть и правообладателем, если нет никаких особых условий передачи его труда. А правообладателем может быть как сам автор, так и юридическое лицо, которое получило возможность пользоваться плодами творений на основе договора отчуждения. Организация может быть правообладателем при условии исполнения служебного задания на основе договора.

Существует две категории права на распоряжение творчеством:

  • неимущественные права;
  • исключительное право.

К первой категории относится право на имя и авторство (указывать на объекте творчества), на неприкосновенность произведения (не изменять его) , на обнародование (доведение до общества). Ко второй категории относится само пользование и распоряжение. Этот вид права может быть передан другому лицу.

Следуя из вышесказанного, правообладатель может быть как автором произведения, так и лицом, получившим исключительные права на распоряжение этим творчеством. Возможно постоянное и временное пользование на основе лицензионного соглашения, которое может оговаривать полную или частичную передачу прав правообладателю на установленных договором пределах.

Правообладатель может распоряжаться приобретенным творчеством по своему усмотрению, если это не ограничено законом. А также разрешать или запрещать пользоваться предметом интеллектуальной деятельности. Разрешение может нести в себе финансовые условия, на базе которых передается ряд возможностей для пользователя за вознаграждение.

Правообладатель при этом должен соблюдать условия и нести обязательства в течение всего срока договора. Оплата может быть как фиксированной, так и иметь некоторую периодичность.

Далее о приказе на уменьшение рабочего времени в связи с жаркой погодай.

Авторское право и его обладатели

Авторское право и его обладатели. Сразу определимся с тем, что правообладатель авторских прав и автор являются субъектами данного права.

Автор – это либо одно человек, или группа лиц (соавторы), усилиями коего или, было осуществилось изобретение, новая техника, творение литературы, искусства, научное изобретение и другие объекты, отнесённые к интеллектуальной собственности. Одному человеку или людям, признанными автором (соавторами), имеют все эти авторские права в своей собственности.

Правообладателем может быть юридическое или физическое лицо, которое на совершенно законных основаниях владеет авторским правом. При всем при этом оно может перейти к нему ввиду очень разных ситуаций и обстоятельств, но на основании лицензионного договора. Также может быть определено ограничение или границы его исключительности. К таким ограничениям относятся такие понятия в первую очередь, как территориальные, временные, секторальные и иные ограничения.

Почему эти понятия различаются и требуют различного подхода?

Автором (соавторами) является любой человек (группа людей), которые смогли создать что-либо в течение своей деятельности (написал музыку, сконструировал новый двигатель, сделал открытие в науке и т.п.).

Правообладатель, по определению, не обязан являться автором объекта права

Правообладатель может получить авторские права по наследству, в счёт возмещения ущерба, в счёт погашения долгов, но только в силу договора (как правило, лицензионного договора), и на основании, действующего на территории заключения, законодательства.

Примером того, что обладать правами на одно и то же могут различные компании, которые даже являются конкурентами между собой. Например: различные издательства, телевизионные или радиовещательные компании. Они могут все приобрести лицензию, то есть заключить лицензионный договор и получить право на использование объекта данного права на какой-то срок, на какой-то конкретной территории, на каких-то дополнительных условиях, занесенных в данный договор. Основанием для определения всех этих условий и будет являться лицензионный договор.

Документом, удостоверяющим право на обладание, является патент или авторское свидетельство на изобретение, в котором указывается автор (и в случае группы лиц — соавторы) и самим лицензионным договором или дополнительным приложением к нему определяются и разделяются интересы автора (соавторов) и правообладателя.

Правообладателей авторских прав может быть много. Автор или соавторы по данному изобретению бывают только в единственном числе.

На основании возможности полной или частичной передачи лицензионных прав и строятся такие формы ведения бизнеса как продажа франшиз и продажа лицензий на ту или иную продукцию, знания, умения, опыт или услуги.

Долю дохода в лицензионном договоре или договоре франшизы правообладатель согласовывает с автором.

Автор и правообладатель могут быть в одном лице. Возможно, автор становится одним из совладельцев патента и соответственно становится одним из правообладателей.

Все документы, связанные с обладанием, переуступкой или продажей лицензионных прав регистрируются в патентном ведомстве государства, выдавшего патент.

Владение знаниями в патентном праве сегодня является обязательной формой ведения бизнеса, решений вопросов инвестирования и реализации венчурных проектов. В этих вопросах правообладатель оставляет себе право принятия окончательного решения, при наличии подписанного и зарегистрированного должным образом договора между автором и правообладателем о переуступке ему прав.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обладание патентом является очень выгодным вложением денег во всем мире, но, к сожалению, в России очень низкая активность банков при оценке интеллектуальной собственности и предоставлении кредитов и инвестиций правообладателям.

Источники


  1. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.

  2. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

  3. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
  4. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.
  5. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
Кто такой правообладатель в авторском праве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here