Как получить лицензию на аборты

Сегодня рассмотрим следующий вопрос: "Как получить лицензию на аборты" с комментариями профессионалов. Все вопросы задавайте нашему дежурному юристу.

Как получить лицензию на аборты

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2017 г. N 15-4/10/2-6088 О проведении искусственного прерывания беременности на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащей работу (услугу) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)

В соответствии с частью 6.1 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном вышеуказанной статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Согласно части 9 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ при намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, в заявлении о переоформлении лицензии указываются также сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, в том числе сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам именно зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг).

Сроки рассмотрения заявления о переоформлении лицензии в данном случае, согласно подпункту 3 пункта 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 января 2015 г. N 21н (далее — Административный регламент), составляют 30 рабочих дней со дня поступления в Росздравнадзор (территориальные органы) надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и документов, предусмотренных пунктами 23 и 24 Административного регламента.

В настоящее время искусственное прерывание беременности проводится на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащей работу (услугу) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).

С момента вступления в силу постановления N 1327 и приказа N 325н осуществление искусственного прерывания беременности возможно в рамках лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащей работу (услугу) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), до момента переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности для включения новых работ (услуг): акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности.

При этом отмечаем, что нормами статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ не предусмотрено приостановление деятельности лицензиата на период переоформления лицензии, за исключением случая, когда при реорганизации юридического лица в форме преобразования не соблюден пятнадцатидневный срок подачи заявления о переоформлении лицензии. До переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 вышеуказанной статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Кроме того, учитывая, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, реализуют конституционные гарантии в сфере охраны здоровья и не вправе в силу положений статьи 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отказать в оказании такой медицинской помощи, медицинская помощь, оказанная этими медицинскими организациями в период переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе в случае реорганизации медицинской организации в форме преобразования или слияния, подлежит оплате.

Т.В. Яковлева

Обзор документа

Разъяснен порядок переоформления лицензий на медицинскую деятельность в связи со вступлением в силу с 12 декабря 2017 г. изменений в перечень соответствующих работ (услуг).

При намерении лицензиата выполнять новые работы (услуги) в заявлении о переоформлении лицензии указываются данные, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям, в т. ч. о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг).

Срок рассмотрения заявления составляет 30 рабочих дней.

Осуществление искусственного прерывания беременности возможно в рамках лицензии, содержащей работу (услугу) по акушерству и гинекологии (кроме использования вспомогательных репродуктивных технологий), до переоформления лицензии для включения новых работ (услуг): по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); по акушерству и гинекологии (кроме использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности).

Не предусмотрено приостановление деятельности лицензиата на период переоформления лицензии, кроме случая, когда при реорганизации юрлица в форме преобразования не соблюден 15-дневный срок подачи заявления о переоформлении лицензии.

Читайте так же:  С кем останутся дети при разводе родителей

Для осуществления медицинской деятельности по искусственному прерыванию беременности нужно будет получать отдельную лицензию

Цель данной меры — упорядочение процедуры искусственного прерывания беременности, оптимизация статистической отчетности, а также совершенствование государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В настоящее время такая деятельность лицензируется в рамках общей лицензии на медицинскую помощь по акушерству и гинекологии.

Кроме того, отдельную лицензию необходимо будет получать для оказания медицинских услуг по остеопатии.

Постановление вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.

Законопроект о лицензировании абортов: противоабортная деятельность должна стать для клиник обязательной.

Минздрав готовит новый законопроект о лицензировании абортной деятельности. Я бы не торопился обвинять уважаемое учреждение в том, что оно вводит «лицензию на убийство». На самом деле вся медицинская деятельность лицензируется, и лицензии на аборты существуют и сейчас, до принятия этого законопроекта. Речь идет о выделении абортов в отдельный вид деятельности. Понятно, что та часть общества, которая выступает за полный запрет абортов, и, соответственно, сами абортов никогда не делают, не хочет видеть лицензии на убийство. Тем не менее, нам необходимо понимать логику чиновников, которые имеют и общественный, и правительственный заказ по снижению числа абортов, а не их запрету. С этим можно согласиться, можно не согласиться, но на настоящий момент аборты по желанию в России запрещены только после 12 недель.

В этих условиях Церковь в лице своего предстоятеля выдвигает две важных идеи, которые должны постепенно изменить отношение к абортам в обществе: отменить принудительное изъятие денег из бюджета здравоохранения на бесплатные аборты и введение доабортного консультирования. Хотя на аборты идут люди, которые явно не относятся к практикующим христианам, мы не можем сидеть сложа руки, видя такое количество абортов. Даже по официальной статистике каждую минуту двое нерожденных детей погибают в утробе своей матери, разрываемые хирургическим инструментом или от отравления ядом.

Казалось бы, внедряемая уже много лет концепция доабортного консультирования проста, эффективна и понятна любому: перед тем, как мать пытается избавиться от своего ребенка, нужно попытаться ее отговорить от пагубного шага, выслушать о проблемах, предложить помощь, может быть, поговорить с отцом ребенка или родителями, дать возможность поселиться в приюте или, в крайнем, исключительном случае, помочь родить, а потом подобрать ребенку приемных родителей. Эффективность этой меры при хорошей организации доходит до 10%. При полном охвате всех абортов это будет 100 тыс. новых рождений в год. Много это или мало для вымирающей страны? Наверное, лишних людей у нас нет и нужно хвататься за любую возможность, которая приводит к отказу от абортов и рождению детей.

К сожалению, несмотря на подписанные с Минздравом соглашения, общеизвестность этой практики, усилия некоторых церковных организаций и даже одобрение со стороны первых лиц государства, доабортное консультирование не приживается в нашей стране. До сих пор центры кризисной беременности – дело рук энтузиастов и отдельных спонсоров-благотворителей, но до всеобщего охвата всех абортов далеко! Одна из причин, конечно, в инертности бюрократической системы, но, что важнее, клиника, производящая аборты, никак не обязана проводить доабортные консультации. Мало того, хотя реклама абортов, слава Богу, запрещена, мы постоянно сталкиваемся со скрытой рекламой, а также устным принуждением со стороны медицинских работников. Принуждение, иногда доходящее до домогательства и грубого вмешательства в личную жизнь. Получается, что сейчас вместо антиабортного фильтра действует фильтр наоборот: чтобы родить ребенка, матери нужно пройти через череду унижений и принуждений к абортам со стороны близких людей и медицинских работников.

Лицензирование абортов могло бы положить конец как рекламе детоубийства, так и самого по себе порочного подхода, когда врач вместо того, что бы отговорить от аборта по своей собственной инициативе предлагает сделать всё наоборот – сделать аборт. Аборты можно резко сократить, если ввести обязательное доабортное консультирование. Для введения обязательного доабортного консультирования совсем не нужно рубить головы и отправлять врачей на каторгу или угрожать им каким-то преследованием. Угроза отзыва лицензии вполне достаточный и действенный механизм, чтобы ОХВАТИТЬ ВСЕХ АБОРТНИЦ новой службой помощи, которая прекрасно вписывается в государственную концепцию защиты и поддержки материнства. Причем учреждение, производящее аборты, должно не только предоставить помещение и условия для работы консультанта, но и включать случаи отказа от абортов в отчетность.

Очень скоро государственные и частные ЛПУ поймут, что рождение детей приносит гораздо больше выгоды, чем аборты и лечение несчастных женщин от их осложнений. Ведение беременности, роды, потом сопровождение роженицы и услуги по педиатрии дадут гораздо больше, чем «цена крови». Мало того, само по себе раздельное лицензирование даст возможность некоторым клиникам объявить себя дружественными по отношению к жизни детей и те, кто хотят сохранить и родить своих детей, без сомнения, предпочтут те больницы, которые не делают аборты. Очень многие роженицы жалуются, что попадают в больницы, где они вынуждены терпеть тягостное соседство с абортницами, которые сильно меняют психологический климат в палате и создают стрессовую ситуацию.

Поэтому важно не только разделить лицензии общей акушерско-гинекологической помощи от абортов, но и заложить в лицензирование механизмы, гарантирующие обязательность доабортных консультаций, как гарантии того, что прекратятся агрессивные «принудительные абортные домогательства». Конечно, для этого потребуется большая работа, так как существующих центров кризисной беременности не хватит, но она не является невыполнимой. Важно и то, что для противоабортных консультаций необходимо привлекать и церковные структуры в том числе хотя бы потому, что от силы убеждения и мотивированности консультанта зависит и эффективность работы, а человек-энтузиаст, верующий в свое дело, будет как раз на своем месте.

В Санкт-Петербурге
октябрь, 06, 2019 год
-2 °C

Читают все

Н овости партнёров

L entainform

«Лицензия на аборты — ужасная инициатива правительства»

12/12/2016

[3]

Правительство РФ приняло постановление, в соответствии с которым с декабря следующего года прерывать беременность смогут лишь те медицинские учреждения, которые получили специальную лицензию. Эксперты неоднозначно отнеслись к идее чиновников.

Читайте так же:  Что такое таможенный склад какие товары можно разместить и каковы условия хранения складского содерж

Напомним, минувшей осенью патриарх Кирилл подписал петицию с призывом исключить аборты из системы обязательного медицинского страхования, но федеральная экспертная группа при правительстве приняла решение не давать ей ход. Эксперты Минздрава отметили, что вывод абортов из системы ОМС приведет к росту числа случаев криминального прерывания беременност и.

Минздрав хочет ввести отдельную лицензию на аборты

Министерство здравоохранения России предлагает вывести аборты из общей лицензии на медпомощь по акушерству и гинекологии и обязать медучреждения получать отдельные лицензии для проведения этой процедуры, сообщает телеканал «Дождь».

«Указанные изменения вызваны необходимостью усовершенствовать статистическую отчётность по искусственному прерыванию беременности и более эффективно контролировать деятельность медицинских организаций, оказывающих данный вид услуг», — прокомментировал ситуацию представитель ведомства Олег Салагай.

В начале апреля глава Минздрава Вероника Скворцова рассказала, что после того, что в больницах появились службы доабортного консультирования, число абортов сократилось на 8 %. «Это 67 тысяч родившихся детей», — заявила Скворцова.

В декабре 2015 года Минздрав выступил с предложением не говорить женщинам о том, что у них есть возможность сделать бесплатный аборт.

Ранее с подобными инициативами выступала депутат Госдумы от «Справедливой России» Елена Мизайлина. Она предлагала запретить проведение абортов в частных клиниках, вывести прерывание беременности из покрытия обязательного медицинского страхования, а также лишить эти клиники лекарств для осуществления абортов и обязать женщин, собирающихся прервать беременность, делать ультразвуковое обследование, чтобы они могли увидеть плод и услышать его сердцебиение. Правительство, однако, не поддержало ни один из этих законопроектов.

Аналитика

Публикации

Тонкости лицензирования услуги по искусственному прерыванию беременности

Декабрь не за горами

Сегодня лицензирование медицинской деятельности регулируется постановлением Правительства РФ №291 от 16 апреля 2012 года. В этом документе искусственное прерывание беременности не выделяется в самостоятельный объект лицензирования. То есть медицинская деятельность по проведению абортов осуществляется в рамках общей лицензии на оказание медицинских услуг по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).

С декабря этого года для проведения искусственного прерывания беременности медицинскому учреждению нужно будет иметь отдельную лицензию на этот вид медицинской деятельности

Однако 8 декабря 2016 года Правительство РФ приняло постановление №1327, которое дополнило перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, услугой по искусственному прерыванию беременности. Регулятор полагает, что это упорядочит процедуру искусственного прерывания беременности, поможет оптимизировать статистическую отчетность и тем самым поспособствует совершенствованию государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в целом. Постановление должно вступить в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования. Так как документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 12 декабря 2016 года, то уже в декабре этого года для проведения искусственного прерывания беременности медицинскому учреждению нужно будет иметь отдельную лицензию на этот вид деятельности.

На общих основаниях

К лицензированию деятельности по проведению абортов будут применяться общие нормы о лицензировании действующие сейчас

Аналогична и ситуация с комплектом документов, который подается в лицензирующий орган. Новое постановление не устанавливает специальных требований к документам и не содержит каких-либо изъятий в части срока действий лицензии на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Напомним, что в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выданная лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно. Из этого можно сделать вывод, что и лицензия на проведение абортов не должна быть по общему правилу ограничена по сроку действия.

Исходя из тех же предпосылок, можно утверждать, что не должна поменяться и величина госпошлины на получение лицензии. Сегодня в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ ее размер составляет 7500 рублей.

Возможности и условия

Несмотря на то, что поправки приняты, остается ряд вопросов о том, каким образом они будут применяться на практике и каким образом лицензирующий орган будет оценивать соответствие лицензиата требованиям закона.

Помочь в поиске ответов на эти вопросы может анализ положений Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденного Приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года №572н, а также Клинических рекомендаций «Медикаментозное прерывание беременности», направленных Письмом Минздрава России от 15 октября 2015 года №15-4/10/2-6120. Правда, применять положения соответствующих документов придется с использованием аналогии, так как, несмотря на принятие постановления №1327, корреспондирующие изменения в порядок и клинические рекомендации не вносились. Так, порядок и клинические рекомендации устанавливают, что аборт может проводиться медикаментозным или хирургическим методом. Однако постановление №1327 не проводит границу между медикаментозным и хирургическим абортом, что порождает вопрос о том, может ли медицинский центр, который проводит только медикаментозные аборты, получить соответствующую лицензию. И если да, то при каких условиях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если проанализировать требования порядка и клинических рекомендаций, можно заключить, что прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, причем медикаментозный аборт может проводиться амбулаторно. Прерывание беременности хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Более того, согласно клиническим рекомендациям, в случае необходимости медицинская организация должна иметь возможность и условия для оказания экстренной хирургической помощи или возможность экстренной медицинской эвакуации в кратчайшие сроки в гинекологический стационар.

Обратим внимание, что клинические рекомендации говорят о «возможности и условиях для оказания экстренной помощи» или «возможности экстренной эвакуации в стационар». В теории такая возможность может обеспечиваться как собственной материально-технической базой, так и по договору с иным лечебным учреждением. Однако в правилах, утвержденных постановлением №291, говорится о том, что для получения лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган в том числе копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений; а также медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг). И если толковать соответствующие положения ограничительно, то договора с иным медицинским учреждением для обеспечения возможности экстренной госпитализации пациентки может быть недостаточно для получения лицензии на проведение искусственного прерывания беременности.

Читайте так же:  Права работников при увольнении в связи с ликвидацией

Многие другие вопросы применения постановления №1327 требуют дополнительного прояснения со стороны регулятора, иначе исключить риски неоднозначного прочтения новых норм участниками рынка будет невозможно

Нужен ли психолог?

Также у лечебного учреждения может возникнуть вопрос: нужно ли для получения лицензии вводить отдельную должность психолога? В соответствии с порядком и клиническими рекомендациями при первичном обращении женщины для искусственного прерывания беременности по ее желанию врач акушер-гинеколог (в случае его отсутствия – врач общей практики) направляет беременную в кабинет медико-социальной помощи (Центр медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) для консультирования с психологом (специалистом по социальной работе). Однако при отсутствии кабинета медико-социальной помощи в тех же документах допускается возможность консультации акушера-гинеколога, которую врач проводит на основе информированного добровольного согласия женщины. Таким образом, можно заключить, что введение отдельной должности психолога не требуется. Однако в отсутствии прямого регулирования возможно и другое толкование.

В связи с изложенным, эти и многие другие вопросы требуют дополнительного прояснения со стороны регулятора. Без такого разъяснения будет невозможно исключить риски неоднозначного прочтения новых норм со стороны различных участников рынка.

Напомним, что за осуществление деятельности без лицензии или с нарушением предусмотренных лицензией требований установлена административная и уголовная ответственность. Логично предположить, что после выделения медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности в самостоятельный вид услуг риски применения такой ответственности к медицинским организациям могут вырасти.

В частности, статья 14.1 КоАП РФ устанавливает административные штрафы за осуществление деятельности без лицензии, за нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией, в том числе за грубое нарушение. Статья 19.20 КоАП РФ устанавливает отдельную административную ответственность за аналогичные нарушения, но уже для некоммерческих организаций. Напомним, что бюджетные учреждения здравоохранения относятся к некоммерческим организациям, в связи с чем для них могут быть актуальны риски привлечения к ответственности по данной статье.

За осуществление медицинской деятельности без лицензии также возможно привлечение к уголовной ответственности, в том числе если в результате был причинен вред здоровью или наступила смерть человека (статья 235 УК РФ).

Большим многопрофильным медицинским центрам будет не сложно получить отдельную лицензию на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Проблемы возможны у небольших клиник

Оценивая ситуацию, эксперты сходятся во мнении, что для больших многопрофильных медицинских центров, которые сегодня оказывают среди прочих услуги по профилю акушерство и гинекология, не возникнет существенных проблем с получением отдельной лицензии на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Сложнее будет небольшим медицинским центрам, которые могут не обладать необходимой базой для стационарной помощи.

В целом же, учитывая массу вопросов относительно применения положений нового постановления, требуется конструктивный диалог между регулятором и профессиональным сообществом. В противном случае риски отказа в выдаче лицензии, а также риски привлечения к административной или уголовной ответственности для медицинской организации без лицензии и ее должностных лиц могут из разряда теоретических перейти в практическую плоскость.

Лицензия на аборты: женщин «ограничили в выборе»?

Лента новостей

Все новости »

Согласно постановлению правительства, с декабря следующего года прерывать беременность смогут только те клиники, которые получили специальную лицензию

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС —>

Правительство опубликовало постановление, согласно которому аборты выходят из общей лицензии на медицинскую помощь. Это значит, что российские клиники должны получать специальные лицензии на услуги по искусственному прерыванию беременности. Документ вступит в силу через год, в декабре 2017-го.

Что означает это решение правительства, разъясняет акушер-гинеколог, директор ассоциации «Народонаселение и Развитие» Любовь Ерофеева:

Любовь Ерофеева акушер-гинеколог, директор ассоциации «Народонаселение и Развитие» «Это все очень плохо, инициатива ужасная. Скорее всего, шла торговля, и так как министерство и эксперты стояли на позициях, что нельзя женщин заставлять платить за услугу, которую они должны получать бесплатно, я имею в виду саму процедуру абортов, скорее всего, пришлось уступить лоббистам, которые требовали лицензировать деятельность по предоставлению услуги абортов. Это плохо по ряду параметров. Первое — это, конечно, дополнительные барьеры, это ограничивает женщин в их выборе. Часть коммерческих услуг и коммерческих клиник, которыми пользовались женщины, вполне себе состоятельные и имеющие возможность позволить себе качественные услуги, скорее всего, на какое-то время либо затормозят свою деятельность, потому что придется подтверждать и лицензировать, либо вообще не смогут ее предоставлять по каким-то формальным причинам. Лицензирующая организация может столько барьеров и столько препон поставить. Частников наверняка выведут с рынка услуг или во всяком случае ограничат их работу. У меня ощущение, что некоторые лоббисты из государственных структур решили таким образом убрать конкурентов в частном секторе и все услуги загрести под себя».

Как объясняли в Минздраве, получение клиниками специальных лицензий на проведение абортов позволит эффективнее контролировать медучреждения и вести статистику. Сейчас информация, которой обладает правительство, слишком не четкая, говорит заведующая биомедицинской этики РГМУ Ирина Силуянова.

Ирина Силуянова заведующая биомедицинской этики РГМУ «Получение лицензии, на мой взгляд, связано с тем, что правительство должно иметь более четкую информацию о количестве производимых абортов. То, что делается в частных клиниках, в кабинетах и так далее, статистикой не охватывается, и полной, достоверной картины правительство не имеет. Поэтому, мне кажется, тут не идет речь о том, что не доверяют врачам, квалификации врачей, которые работают в частных клиниках. Как правило, в народе понимают, что там работают врачи даже более высокой квалификации. Но получить точную информацию о том, что происходит в стране с точки зрения демографических характеристик, безусловно, необходимо».

Осенью патриарх Кирилл подписал петицию с призывом исключить аборты из системы обязательного медицинского страхования, но федеральная экспертная группа при правительстве приняла решение не давать ей ход. Эксперты Минздрава отметили, что вывод абортов из системы ОМС приведет к росту числа случаев криминального прерывания беременности.

Читайте так же:  Закон о возврате непродовольственного товара ненадлежащего качества

Тонкости лицензирования услуги по искусственному прерыванию беременности

Искусственное прерывание беременности — один из видов медицинского вмешательства и подпадает под действие регулирования о лицензировании медицинской деятельности. В конце 2016 года Правительство РФ внесло изменения в порядок получения лицензий на проведение абортов, дав медицинским организациям год, чтобы адаптироваться к новым требованиям. Что в связи с этим должно поменяться и какие дальнейшие шаги требуются от руководства клиник?

Борзова Мария

Декабрь не за горами

Сегодня лицензирование медицинской деятельности регулируется постановлением Правительства РФ №291 от 16 апреля 2012 года. В этом документе искусственное прерывание беременности не выделяется в самостоятельный объект лицензирования. То есть медицинская деятельность по проведению абортов осуществляется в рамках общей лицензии на оказание медицинских услуг по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).

С декабря этого года для проведения искусственного прерывания беременности медицинскому учреждению нужно будет иметь отдельную лицензию на этот вид медицинской деятельности

Однако 8 декабря 2016 года Правительство РФ приняло постановление №1327, которое дополнило перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, услугой по искусственному прерыванию беременности. Регулятор полагает, что это упорядочит процедуру искусственного прерывания беременности, поможет оптимизировать статистическую отчетность и тем самым поспособствует совершенствованию государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в целом. Постановление должно вступить в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования. Так как документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 12 декабря 2016 года, то уже в декабре этого года для проведения искусственного прерывания беременности медицинскому учреждению нужно будет иметь отдельную лицензию на этот вид деятельности.

На общих основаниях

К лицензированию деятельности по проведению абортов будут применяться общие нормы о лицензировании действующие сейчас

Аналогична и ситуация с комплектом документов, который подается в лицензирующий орган. Новое постановление не устанавливает специальных требований к документам и не содержит каких-либо изъятий в части срока действий лицензии на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Напомним, что в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выданная лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно. Из этого можно сделать вывод, что и лицензия на проведение абортов не должна быть по общему правилу ограничена по сроку действия.

Исходя из тех же предпосылок, можно утверждать, что не должна поменяться и величина госпошлины на получение лицензии. Сегодня в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ ее размер составляет 7500 рублей.

Возможности и условия

Несмотря на то, что поправки приняты, остается ряд вопросов о том, каким образом они будут применяться на практике и каким образом лицензирующий орган будет оценивать соответствие лицензиата требованиям закона.

Помочь в поиске ответов на эти вопросы может анализ положений Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденного Приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года №572н, а также Клинических рекомендаций «Медикаментозное прерывание беременности», направленных Письмом Минздрава России от 15 октября 2015 года №15-4/10/2-6120. Правда, применять положения соответствующих документов придется с использованием аналогии, так как, несмотря на принятие постановления №1327, корреспондирующие изменения в порядок и клинические рекомендации не вносились. Так, порядок и клинические рекомендации устанавливают, что аборт может проводиться медикаментозным или хирургическим методом. Однако постановление №1327 не проводит границу между медикаментозным и хирургическим абортом, что порождает вопрос о том, может ли медицинский центр, который проводит только медикаментозные аборты, получить соответствующую лицензию. И если да, то при каких условиях.

Если проанализировать требования порядка и клинических рекомендаций, можно заключить, что прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, причем медикаментозный аборт может проводиться амбулаторно. Прерывание беременности хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Более того, согласно клиническим рекомендациям, в случае необходимости медицинская организация должна иметь возможность и условия для оказания экстренной хирургической помощи или возможность экстренной медицинской эвакуации в кратчайшие сроки в гинекологический стационар.

Обратим внимание, что клинические рекомендации говорят о «возможности и условиях для оказания экстренной помощи» или «возможности экстренной эвакуации в стационар». В теории такая возможность может обеспечиваться как собственной материально-технической базой, так и по договору с иным лечебным учреждением. Однако в правилах, утвержденных постановлением №291, говорится о том, что для получения лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган в том числе копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений; а также медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг). И если толковать соответствующие положения ограничительно, то договора с иным медицинским учреждением для обеспечения возможности экстренной госпитализации пациентки может быть недостаточно для получения лицензии на проведение искусственного прерывания беременности.

Многие другие вопросы применения постановления №1327 требуют дополнительного прояснения со стороны регулятора, иначе исключить риски неоднозначного прочтения новых норм участниками рынка будет невозможно

Нужен ли психолог?

Также у лечебного учреждения может возникнуть вопрос: нужно ли для получения лицензии вводить отдельную должность психолога? В соответствии с порядком и клиническими рекомендациями при первичном обращении женщины для искусственного прерывания беременности по ее желанию врач акушер-гинеколог (в случае его отсутствия – врач общей практики) направляет беременную в кабинет медико-социальной помощи (Центр медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) для консультирования с психологом (специалистом по социальной работе). Однако при отсутствии кабинета медико-социальной помощи в тех же документах допускается возможность консультации акушера-гинеколога, которую врач проводит на основе информированного добровольного согласия женщины. Таким образом, можно заключить, что введение отдельной должности психолога не требуется. Однако в отсутствии прямого регулирования возможно и другое толкование.

Читайте так же:  Что такое договор купли-продажи

В связи с изложенным, эти и многие другие вопросы требуют дополнительного прояснения со стороны регулятора. Без такого разъяснения будет невозможно исключить риски неоднозначного прочтения новых норм со стороны различных участников рынка.

Промедление наказуемо

Напомним, что за осуществление деятельности без лицензии или с нарушением предусмотренных лицензией требований установлена административная и уголовная ответственность. Логично предположить, что после выделения медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности в самостоятельный вид услуг риски применения такой ответственности к медицинским организациям могут вырасти.

В частности, статья 14.1 КоАП РФ устанавливает административные штрафы за осуществление деятельности без лицензии, за нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией, в том числе за грубое нарушение. Статья 19.20 КоАП РФ устанавливает отдельную административную ответственность за аналогичные нарушения, но уже для некоммерческих организаций. Напомним, что бюджетные учреждения здравоохранения относятся к некоммерческим организациям, в связи с чем для них могут быть актуальны риски привлечения к ответственности по данной статье.

За осуществление медицинской деятельности без лицензии также возможно привлечение к уголовной ответственности, в том числе если в результате был причинен вред здоровью или наступила смерть человека (статья 235 УК РФ).

Большим многопрофильным медицинским центрам будет не сложно получить отдельную лицензию на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Проблемы возможны у небольших клиник

Надо поговорить

Оценивая ситуацию, эксперты сходятся во мнении, что для больших многопрофильных медицинских центров, которые сегодня оказывают среди прочих услуги по профилю акушерство и гинекология, не возникнет существенных проблем с получением отдельной лицензии на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Сложнее будет небольшим медицинским центрам, которые могут не обладать необходимой базой для стационарной помощи.

В целом же, учитывая массу вопросов относительно применения положений нового постановления, требуется конструктивный диалог между регулятором и профессиональным сообществом. В противном случае риски отказа в выдаче лицензии, а также риски привлечения к административной или уголовной ответственности для медицинской организации без лицензии и ее должностных лиц могут из разряда теоретических перейти в практическую плоскость.

Лицензирование абортария.

Постановление правительства №1327, предусматривающее введение такого вида лицензий.

В соответствии с документом, отдельную лицензию на аборт медучреждения должны будут получать с декабря 2017 года. До вступления документа в силу прерывание беременности смогут по-прежнему проводить клиники, у которых есть лицензия на медицинскую деятельность по направлению «акушерство и гинекология».

В России аборты проводятся на сроке до 12 недель по желанию женщины за счет средств ОМС. Провести эту процедуру по медицинским показаниям можно вне зависимости от срока беременности.

Аборты выделены в отдельный вид деятельности. Клиники пойдут в очередной раз в лицензионный департамент.

Для проведения абортов потребуется:

1. Медицинская лицензия необходима, если вы планируете деятельность, связанную с оказанием медицинских услуг: стоматологии, для частной клиники, массажного кабинета, салона красоты, косметологии и многих других видов деятельности. Лицензия действует бессрочно.

2. Ключевыми этапами в оформлении медицинской лицензии является наличие оборудованного помещения, наличие лицензии на медицинскую технику, наличие квалифицированного персонала с медицинским образованием и всех необходимых документов.

3. В нашей компании лицензированием занимаются профессиональные юристы с 15 летним стажем. Мы знаем, какие моменты требуют повышенного внимания, и как с легкостью пройти проверки и получить медицинскую лицензию.

4. Срок оформления медицинских лицензий от 21 (ускоренно) до 45 рабочих дней. Мы поможем оформить лицензию за короткое время.

5. Стоимость медицинской лицензии от 35000р. Скидки возможны, в зависимости от состояния ваших документов, помещения, мед. персонала и многих других значимых моментов.

[1]

КОМПЛЕКС УСЛУГ ПО ПОЛУЧЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ

  • — Консультация эксперта — БЕСПЛАТНО!
  • — Сбор и проверка документов для сдачи в лицензирующий орган.
  • — Подача заявления в Департамент Здравоохранения.
  • — Сопровождение выездной проверки лицензирующего органа.
  • — Получение санитарно-эпидемиологического заключения.
  • — Устранение возможных замечаний проверяющих экспертов, по результатам проверки лицензирующего органа.
  • — Получение медицинской лицензии и передача заказчику сразу в день выдачи

Юридическое лицо, оказывающее различные медицинские услуги, обязано пройти обязательное лицензирование медицинской деятельности. Получение медицинской лицензии или ее продление проводится в Росздравнадзоре.

Все виды деятельности, на которые необходима медицинская лицензия, перечислены в Перечне работ и услуг по оказанию медицинской помощи. К примеру, лицензия на медицинскую деятельность должна быть у всех предприятий, проводящих медицинские работы, оказывающих скорую и доврачебную помощь. Обязана быть лицензия на медицинскую деятельность и у предприятий, применяющих методы нетрадиционной медицины.

Обратите внимание на то, что оказание косметологических услуг не является отдельно лицензируемым видом деятельности, поэтому такого понятия как»лицензия на косметологию» не существует и косметологическая деятельность осуществляется на основании медицинской лицензии.

По всем вопросам лицензирования вас квалифицированно проконсультирует специалист по телефону8-800-500-91-08 (звонок бесплатный).

По всем вопросам лицензирования вас квалифицированно проконсультирует специалист по телефону 8(800) 500-91-08 (звонок бесплатный)

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

© Copyright 2001-2014 ООО «Фиберам фарма» тел. 8(800) 500-91-08

Источники


  1. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.

  2. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
  4. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  5. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
Как получить лицензию на аборты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here